Новая политика нашего государства свежим ветром перемен всколыхнула весь российский народ. Уважение властей к чувствам верующих помогло вернуться из губительного безверия к спасительной духовности. Повсеместно началось возрождение разрушенных, разграбленных храмов и строительство новых культовых сооружений. Федеральные и местные власти оказывали самую активную помощь в этом благом деле.

Так было и у нас.

Светлая память нашему покойному губернатору Анатолию Петровичу Гужвину, который являлся председателем комиссии по реставрации храма Князя Владимира. Великое спасибо и бывшему мэру Игорю Александровичу Безрукавникову за то, что возглавил реставрацию памятника архитектуры — Белой мечети.

Верующие нашего региона, в том числе и мусульмане, нисколько не сомневались, что и впредь смогут рассчитывать на понимание и поддержку со стороны властей.

В августе 1998 года Исламская религиозная организация-мечеть № 34 приобрела земельный участок площадью 600 квадратных метров на Аэропортовском шоссе. На этом участке находилась силосная башня 1960 года постройки. По разрешению Администрации города Астрахани главным управлением архитектуры и градостроительства была выделена финансовая помощь для выкупа сооружений силосной башни для строительства мечети (Распоряжение Администрации города Астрахани от 9 июня 1998 года № 1069-р). Вскоре после этого Постановлением Администрации города Астрахани от 31 декабря 1998 года № 4221 за Исламской религиозной организацией-мечетью № 34 дополнительно был зарезервирован земельный участок по тому же адресу для проектирования культовых зданий и благоустройства. А 28 июля 2000 года Постановлением Администрации города Астрахани № 2454 этот участок был официально предоставлен в аренду для строительства мечети. Этим же постановлением Исламской религиозной организации разрешалось строительство мечети на предоставленном земельном участке.

К сожалению, на тот период финансовых возможностей для строительства новой мечети не имелось. Ведь финансирование осуществлялось исключительно за счёт благотворительных взносов, следовательно возможности были весьма ограничены. Именно поэтому религиозная община занялась реконструкцией полуразрушенной силосной башни. В 2000 году башня была реконструирована в мечеть. С тех пор мечеть № 34 действует в этом временном сооружении и является местом поклонения для прихожан и проезжих мусульман.

Весной прошлого года появились средства, чтобы начать строительство новой мечети. С великой радостью в душе мусульмане приступили к этому благому делу. Но вскоре наткнулись на бюрократические препоны со стороны властей. Происходящее казалось чудовищным недоразумением. Администрации города Астрахани, которая на протяжении семи лет оказывала Исламской религиозной организации-мечети № 34 всестороннюю помощь и содействие в её начинаниях, вдруг стала требовать сноса всех построек, якобы самовольных. В течение месяца Службой строительного и жилищного надзора Астраханской области мечеть дважды оштрафовали на 20 и 10 тысяч рублей. В священный месяц Рамадан мечеть была отключена от газо-, водо- и электроснабжения. Верующим пришлось в холодное время года без электрического света и отопления при свечах проводить богослужение.

Дошло до суда. В исковом заявлении от имени Администрации города Астрахани начальник правового управления А. В. Семёнов обосновал заявленные требования, в частности, тем, что 31 января 2001 года Исламской религиозной организации-мечети № 34 было выдано разрешение на право производства строительно-монтажных работ по строительству здания мечети сроком до 28 июня 2001 года, однако в период действия данного разрешения ответчик к работам не приступил.

Как уже упоминалось выше, на тот период у религиозной общины не было средств на строительство новой мечети, они появились позже. Но после получения разрешения Исламская организация проводила подготовительные работы стройплощадки и подвод инженерных сетей, продолжая поиски спонсора. Сам по себе срок разрешения, на который ссылается истец, можно оценить как формальный. Разве за этот короткий срок реально было бы начать и завершить капитальное строительство такого масштаба?

Что касается временных сооружений мечети, реконструированных из силосной башни, сноса и демонтажа которых также требует истец, не мешало бы вспомнить, что проведение коммуникаций и обустройство бывшей силосной башни под мечеть происходило при активном участии Администрации города. Вот лишь одна цитата — письмо мэра города № 03-2020 от 5 декабря 2003 года генеральному директору ОАО «Астраханьгазсервис» А. И. Жидовинову:

«Уважаемый Александр Ипполитович! Администрация города обращается к вам с просьбой об оказании помощи в газификации мечети № 34. Исламская религиозная организация-мечеть № 34 имеет разрешение и рабочий проект газоснабжения помещений мечети. Закуплены основные материалы и оборудование. Без теплоснабжения здания мечети невозможно завершить начатые работы по её строительству. Необходимо отметить, что это единственная новая строящаяся мечеть в данном микрорайоне города. Строительство мечети № 34 — это возрождение нашей самобытной культуры для подрастающего поколения на века, которое позволяет нашему региону, несмотря ни на какие неурядицы вокруг нас, жить в мире, дружбе и согласии. Зная Вас, уважаемый Александр Ипполитович, как человека, которому небезразлично возрождение духовности общества, а следовательно — культовых зданий и сооружений, прошу оказать помощь и содействие в газификации мечети № 34».

Многое ещё можно было бы процитировать. Письма в адрес Исламской религиозной организации-мечети № 34 за подписью начальника главного управления архитектуры и градостроительства С. П. Кудрявцевой, и. о. начальника управления городского хозяйства и благоустройства И. Е. Болдырева и других чиновников. Каждое из писем свидетельствует о внимании Администрации города к нуждам мусульманской общины, об уважении к чувствам верующих, об оказании всесторонней помощи.

Так что же переменилось с тех пор? Что побудило Администрацию города Астрахани отдёрнуть привычную руку помощи и бросить перчатку войны Исламской религиозной организации-мечети № 34? Неужели только истечение формального срока разрешения на строительство?

Согласно заключению ООО «Синтех» «О состоянии основных строительных конструкций недостроенных зданий мечети и здания для совершения ритуальных услуг» возведённые строительные конструкции находятся в исправном состоянии и позволяют эксплуатировать их по своему назначению.

Требуя сноса строящейся мечети, Администрация города приводит и такой довод:

«Письмом № 02-25-06/112 от 7 сентября 2005 года ОАО «Астраханьэнерго» выразило беспокойство по поводу строительства мечети в охранной зоне, принадлежащей «Астраханьэнерго», и во избежание гибели людей и повреждения оборудования ПС «Судостроительная», которая является единственным источником энергопитания потребителей данного района, включая аэропорт, требует запрета строительства объекта».

Хочется отметить, что при согласовании проект мечети проходил все необходимые процедуры во всех запрошенных Администрацией города организациях, в том числе и в электрических сетях. Имеется согласование градостроительного совета архитектуры города Астрахани, приказ о согласовании подписан аэропортом и Южным межрегиональным территориальным управлением Федеральной авиационной службы. В листе согласования Администрацией города не упоминалось ОАО «Астраханьэнерго». Хотя статьёй 56 Градостроительного кодекса обязанность готовить информацию о градостроительных требованиях к использованию земельных участков возлагается на органы местного самоуправления. Что касается самого земельного участка, он изначально был выделен именно под строительство мечети. При этом никаких ограничений со ссылками на расположение в охранной зоне Администрацией города не налагалось, более того, впоследствии было выдано разрешение на строительство.

Исламская религиозная организация-мечеть № 34 считает исковые требования Администрации города Астрахани о сносе культовых сооружений необоснованными и незаконными. Она обратилась в суд со встречным заявлением о признании права собственности на указанные строения. На мой взгляд, не имеется никаких объективных оснований для отказа в узаконении данных объектов.

- Собрание имамов Астраханской области высказалось против сноса нашей мечети, — от имени 1200 мусульман заявила председатель приходского совета мечети № 34 А. Я. Махмутова. — Нам очень нужна мечеть именно на этом месте. Она расположена рядом с мусульманским кладбищем, но не на самой его территории. Это соответствует канонам Ислама. Посещая могилы своих близких на кладбище, мусульмане смогут помянуть их в мечети. Также появится возможность совершить все ритуальные обряды для захоронения. Для этого в проекте предусмотрены все необходимые помещения. Любой приезжий мусульманин сможет зайти в мечеть помолиться. И, наконец, красивая архитектура мечети при въезде в город — Южные ворота России — достойно представит одну из мировых религий и послужит примером мирного сосуществования различных религий в Российской Федерации. Первое наше обращение в Администрацию города с ходатайством муфтия Астраханской области было обосновано именно этими доводами для определения места мечети. Администрация тогда с большим пониманием откликнулась на нашу просьбу. Сейчас нам бы хотелось восстановить прежние добрые и доверительные отношения с Администрацией города Астрахани. Ведь взаимопонимание коренного населения и властей — это устоявшийся уклад нашей жизни и показатель спокойствия и благополучия нашего края.

В настоящее время дело по иску Администрации города к Исламской религиозной организации-мечети № 34 рассматривается в Советском районном суде. Хочется надеяться на то, что суд примет справедливое законное решение и защитит интересы верующих.

Вероника Карпычева, представитель Исламского правозащитного центра, учреждения Духовного управления мусульман «Ассоциация мечетей России», газета "Факт и компромат №2, 2006г.