Как обуздать астраханскую безработицу
По уровню безработицы астраханцы на третьем «призовом» месте в ЮФО. Таковы данные за второй квартал текущего года. За три месяца – с апреля по июнь – в рядах «бездельников» оказалось 7,8% наших земляков.

Что и говорить, безрадостный показатель. Но в целом ряде субъектов показатели ещё хуже. К примеру, в Калмыкии в безработных значится каждый десятый граждан, в Адыгее – 8,2%, в Ростовской области – 4,9%.

Приходилось неоднократно слышать, что цифры безработных не соответствуют, мол, фактическим данным, и что взяты они чуть ли не с потолка. А фактическая безработица в Астраханской области значительно ниже. Примерно такие же жалобы высказывают чиновники в других регионах, где безработица «зашкаливает».

Видимо, действительно в подсчётах есть некоторые вольности. Чтобы в дальнейшем этого не происходило, министерство труда намерено пересмотреть правила отнесения регионов к территориям с напряжённой ситуацией на рынке труда. Эти изменения, как считают в ведомстве, позволят более обосновано определить перечень проблемных регионов.

В данный момент к проблемным регионам относят те, где напряжённость на рынке труда как минимум в полтора раза выше, чем в среднем по стране. И определяется она, как соотношение числа людей, официально зарегистрированных в службах занятости, и числа имеющихся в распоряжении этих служб занятости вакансий.

Кроме этого, при отнесении территорий к «напряжённым» оценивается уровень занятости, безработицы, доля безработных, ищущих работу более 12 месяцев. В соответствии с нормативными актами, таким регионам помощь из федерального бюджета не полагается. Они сами должны изыскивать резервы для снятия напряженности. Исключение могут составлять лишь кризисные моменты. В эти периоды из бюджета выделяются средства на реализацию программ активной занятости населения. Минтруда ежегодно такую помощь утверждает специальным приказом. В этом году утверждён перечень территорий, где наблюдалась напряженность за последние два года. В списке оказался 21 субъект Федерации. Наш регион в этом перечне не названа. По данным ведомства, коэффициент напряжённости в среднем по России на конец июня текущего года составлял 49 человек на сто вакансий.

Как считают эксперты, показатели, которыми в данный момент пользуются для оценки уровня напряжённости, отражают далеко не все процессы, происходящие на рынке труда. Дело в том что количество вакансий, поданных в службу занятости, часто не соответствует фактической потребности в работниках. Как пример можно назвать бюджетную организацию. В ней есть вакансия. Но она распределена в рамках внутреннего совместительства. Что делается довольно часто. На эту вакансию принять нового человека невозможно. В частности, только потому, что она мала и прожить на неё невозможно.

Кстати, работу по совместительству хотят запретить. И инициируют это депутаты, защитив работающих от совместительства, мы, мол, таким образом защитим его от лишней нагрузки. А значит, сохраним его здоровье, считают они. Ничего не скажешь. Инициатива довольно сомнительная. И не удивительно, что общественность выступила против.

Нынешняя методика учёта трудовых ресурсов в нашей стране не отвечает современным требованиям. Нужны изменения. Минтруда настроен на это. Но пока раскачивается. А вот на Западе, в том числе в Японии, при анализе сложности на региональных рынках труда обращают внимание в первую очередь на темпы создания или ликвидации рабочих мест, а также на процессы естественного движения населения: рождаемость, смертность, миграцию и на многие другие факторы. Это позволяет видеть ситуацию с потребностью в рабочей силе в динамике. И заранее предпринять меры по предотвращению безработицы.

Неплохо бы перенять этот опыт нашим службам, занятым трудоустройством населения. Некоторые положительные аспекты есть и у нас. Особенно в работе с предпенсионерами и пенсионерами. В прошлом году, например, с помощью переобучения новым профессиям за счёт региональных бюджетов в программах переобучения участвовало 4,7 тысяч человек. То в этом году профобучение и дополнительное профобразование смогут получить 75 тысяч. Через пять лет таким образом вольются в трудовой процесс 450 тысяч предпенсионеров. На эти цели из федерального бюджета будет ежегодно выделяться 5 миллиардов рублей. А за шесть лет – 30 миллиардов.
Но вот вопрос: нужны ли такие программы людям старшего поколения?
По исследованию, проведённому в начале года среди тех, кому от 51 года до 60 лет, работающих пенсионеров оказалось 64%. И каждый третий из них считает, что найдёт работу в случае увольнения. А вот 57% оценивают поиск работы пессимистично. Попытки найти работу в этом возрасте становятся всё труднее. А вот другие исследования показывают, что сами безработные не всегда при поиске рабочего места выбирают правильную тактику. Не все обращаются в центры занятости, а ведь именно в этих центрах есть базы данных о наличии вакансий. И именно центры занятости имеют те самые профессионально-образовательные программы, которые внедряет министерство труда. И именно по этим программам ведётся обучение по востребованным на рынке труда профессиям. После приобретения новых профессий, при активной помощи службы занятости, люди почтенного возраста уверенно вливаются в новую трудовую жизнь.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 37 (843), 2019 г.