На днях я побывал на берегу Волги недалеко от реабилитационного центра «Тинаки». Здесь, как мне сказали, завершилась девятидневная экспедиция молодых астраханских энтузиастов под девизом: «Дельта: отбей нашествие пластика». Водная эпопея началась от села Селитренное Харабалинского района. Путь до Астрахани неблизкий – 140 километров. Экспедиция была второй по счёту. Первый раз молодые экологи совершили аналогичную акцию в прошлом году. Но она проходила по другому маршруту: от Астрахани до взморья. Но вернёмся ко второй экспедиции, которая официально включала три составляющие: трудовую, экологическую и историческую. Неофициально: ещё и денежную, так как организаторы мероприятия хорошо наварились со спонсорской помощи, которую оказала этой акции одна нефтедобывающая компания.

Трудовую деятельность ребята уделяли сбору мусора, бытовых отходов, пластиковой тары. Основное время уделялось посещениям достопримечательностей и встречам с населением. В Харабалинском районе много интересных для познаний мест. И не удивительно, что ребята побывали в урочище Баста, где снимался фильм «Святитель Алексий» и в городке 13 века, сооружённом специальной для съёмок. Побывали молодые энтузиасты и на раскопках древней столицы Сарай-аль-Махруса, увидели Хошеутовский Хурул. И, естественно, купались, загорали. В общем, неплохо проводили время, сочетая труд и полезным отдыхом. По отчётам руководителей похода, ребята собрали целую тысячу увесистых полиэтиленовых мешков пластика и других бытовых отходов в местах туристических стоянок и отдыха населения. Только вот куда потом собранный «урожай» дели? Ведь практически ни на одной туристической стоянке нет обустроенных мест для захоронения отходов. Нет их и там, где отдыхают местные жители. А машины ООО «Эко-сервис» их не сопровождали. Значит, всё, что было собрано, осталось в тех самых объёмных мешках под деревьями, в кустах, подальше от глаз людских. Кстати, около реабилитационного центра «Тинаки» десятка полтора чёрных полиэтиленовых мешков до сих пор лежат под одним из немногочисленных тут деревьев. Мешки разорваны. Может быть, это сделали бродячие собаки, может быть, птицы. И теперь содержимое этих мешков лежит тут же. Ветер раздувает и разносит пакеты, пластиковые бутылки, бумагу. Этим «добром» усеяно всё вокруг. Наверное, такая же картина сейчас и в других местах, где собирали отходы и мусор участники этой экологической экспедиции. Можно ли похвалить ребят за проделанную во время похода работу? Конечно, можно. И надо. А вот можно ли сказать, что они эту работу выполнили на совесть? Вряд ли.

Как-то по центральному телевидению показывали сюжет из Франции о том, где и как отдыхают французы. Так вот, показали тогда какой-то парижский парк. Народу видимо-невидимо. Все сидят на траве. Едят, пьют. Детишки играют. Валяются бутылки, пакеты, газеты, на которые корреспондент специально навёл камеру, чтобы показать, что и в Париже тоже мусорят. Но вот наступил вечер. Люди стали разъезжаться. Лужайки опустели. Корреспондент повернул камеру туда, где отдыхали люди. И чтобы вы думали? Ни одной бумажки, бутылки, ни одного пакета. Всё убрано. Всё, то ненужное в хозяйстве, отдыхающие отнесли в мусорные баки, а нужное сложили в сумки или в специальные мешки и увезли домой. Посмотрел я этот сюжет и подумал: вот бы нам такую культуру поведения в общественных местах.

Вспоминаю своё детство. Оно пришлось на послевоенное время. Жили мы на Волге в пригородном рыбацком селе. Не хочу называть в каком. Стыдно за нынешних его жителей. Знали бы вы, с каким трепетом люди относились тогда к чистоте и порядку на улицах. Ни одной травинки, ни одной соринки не было. Все улицы были подметены, убраны. А теперь по улицам страшно ходить: мусор, бутылки, пакеты валяются повсюду. В непогоду грязь по колено. Какое неуважение к селу. Сейчас, правда, его называют посёлком, и относится он теперь к городскому Трусовскому району. Особым уважением пользовался берег Волги. Не дай Бог, если кто-нибудь ненароком вынес бы сюда ведро мусора. С ним бы соседи разговаривать не стали. Берег и Волга – кормилица находились под особым контролем. Волгу контролировали рыбаки-колхозники, а берег – сами сельчане. Теперь на Волгу в моём родном посёлке стыдно выходить. Берега замусорены, завалены хламом и бытовыми отходами. Сюда несут и везут всё, что не нужно в хозяйстве. А ведь в посёлке есть мусорные площадки, установлены огромные мусорные контейнеры. Как говорится, вали – не хочу! Но люди вместо того, чтобы высыпать отходы в контейнер, высыпают их рядом. И эти отходы привлекают бродячих собак и кошек. Конечно, не все так делают. Но многие.

Раньше мусорных контейнеров не было. Сельчане обходились без них. Но везде было чисто: и на улицах, и во дворах. Люди умели ценить порядок.

В Астраханском регионе уже не первый год идёт борьба за чистоту населенных пунктов и мест отдыха населения. Каких только операций и акций не было: «За чистоту губерний», «Чистые берега – Чистая Волга», некоторые другие. Последняя прошла под девизом: «Дельта»: отразим нашествие пластика». Но мусора и грязи от этого не становится меньше.

Борис Волжский,

"Факт и компромат" № 29, 17.09.10.