Вот и завершилась весенняя призывная кампания в ряды вооруженных сил страны. Пятнадцатого июля, как всегда, подводятся её итоги. Как и в прошлые года, этой весной в войска направлено более одной тысячи астраханцев. А вообще-то из Астраханской области призывается весной от одной до полутора тысяч ребят. И цифра эта практически не меняется.
Ушли от вокзала поезда с новобранцами. Улетели самолёты. Вот именно – самолёты. Государство идёт даже на такие затраты, чтобы до воинских частей доставить всех, кто имеет хорошее здоровье и способен защищать Родину. Нас на самолётах не возили. Нас возили в товарниках, в вагонах, предназначенных для перевозки грузов. Так много было призывников. А сейчас – в пыльных вагонах и даже, как я уже говорил выше, на самолётах. И действительно, что это такое – одна тысяча новобранцев? Это же, как считают в народе, с гулькин нос. А что делать, если больше не набирается? А что делать, если с каждым годом всё меньше и меньше оказывается призывной молодёжи? А вообще-то зачем нам иметь армию, ведь никто на нас нападать не собирается, аргументируют некоторые. Денег и так на всё не хватает. А тут ещё армия…. В 1941 году на нас тоже вроде бы никто не думал нападать. Да напали. После чего страна четыре года кровью захлёбывалась. Уроки истории не надо забывать. А порох всегда надо держать сухим. Вот тогда действительно никто не нападёт.
Вчерашние призывники уже в войсках. Они теперь солдаты. Но как бы их не называли, для родителей они были и всегда будут детьми. А о детях всегда болит сердце: как они там, вдали от дома? Здоровы ли? Всё ли у них хорошо? Хорошо ли их одевают и обувают? Хорошо ли кормят?
В вооруженных силах в данный момент происходит серьёзная реорганизация. Она уже длится не первый год и конца ей не видно. Ни к чему хорошему пока она не привела. Особенно реорганизация в армейских тыловых структурах. Сейчас армейские тыловые структуры настойчиво переводят на гражданско-коммерческую основу. Первые результаты показывают, что обеспечение войск стало хуже. Условия в стране, слава Богу, не боевые. Но даже в этих условиях в частях и подразделениях всё больше и больше нареканий на материальное и прежде всего продовольственное обеспечение. Не поспешила ли наша армия избавляться от военных тыловиков? Не приведёт ли передача их функций гражданским организациям к самым негативным последствиям?
Не вдаваясь глубоко в суть вопроса, всё кажется просто и понятно. Командир части проводит конкурс. Тот, кто победит в нём, заключает контракт с этой частью. Часть и оплачивает потом услуги со своего счёта. Но, как говорится, гладко бывает на бумаге, а на деле всё по-другому. Чего греха таить, как и на гражданке, в армии частенько выигрывают конкурсы совсем не те компании и фирмы – достойные уважения, а компании и фирмы-однодневки, которые занижают стоимость товаров и услуг, а потом закупают всё необходимое на тех же оборонных предприятиях, потому что не имеют собственных мощностей. А нередко и вовсе поступают ради только одной цели – обогащения. Получив подряд от воинской части, они потом передают его более крупным «игрокам», получая посреднический процент. Всё это приводит к срывам заказов. А значит, и к плохому обеспечению воинских частей.
По данным Счётной палаты, новая схема закупок продовольствия для армии себя не оправдывает, потому что бюджетные средства расходуются неэффективно. Но военные продолжают работать по избранной схеме, считая, что она приемлема во всех отношениях. И не удивительно, что с первого сентября 2010 года в Российской армии по новой схеме снабжения стали работать двести войсковых частей. А в данный момент их количество приближается к четырём ста.
Оценку нововведению поставит время. А пока ничего положительного. Особенно страдает обеспечение воинских частей продовольствием и питанием. Манёвры «Восток-2010», проходившие на Дальнем Востоке показали серьёзные проблемы. Оказалось, что гражданские подрядчики не смогли самостоятельно создать в полевых лагерях нормальные условия для бытового обслуживания и питания солдат. Не было бань, прачечных. Неприспособленность гражданских снабженцев к боевому быту особенно была видна во время перемещения войск. Столовые не успевали за подразделениями. А те, которые «шли в ногу», имели в своём арсенале ограниченный набор продуктов. И не удивительно, что некоторые участники манёвров оказались в чистом поле и на голодном пайке. Дошло до того, что солдат кормили лапшой «Доширак». А там, где и её не было, солдатам приходилось покупать продукты в местных магазинах и даже выпрашивать еду у населения. Но основной едой на этих дальневосточных манёврах была китайская лапша со специями.
Российская армия постоянно проходит какие-либо испытания. Недавно она прошла испытания огнём. У всех на памяти взрывы оружейных складов в разных регионах страны. Теперь вот идёт испытание реорганизацией тыловых структур. Учения на Дальнем Востоке показали низкую готовность гражданских тыловых структур к условиям, приближённым к боевым. Впрочем, и в обычных армейских условиях эта реорганизация пока ещё не показала себя.
Борис Волжский,
"Факт и компромат" № 19, 08.07.11.