Как в Троице-Сергиевской Лавре с преступностью боролись

Любопытная и поучительная история о том, как знаменитый митрополит Платон (Левшин) (1737-1812) боролся с преступностью в Троице-Сергиевой Лавре. В Вифании – монастырском скиту – начали пропадать хомуты. Усердные поиски ни к чему не приводили, а вор наглел – однажды утром митрополит должен был выехать в Лавру, но ему доложили, что хомуты украдены даже на его шестерике лошадей и попросили благословения на покупку хомутов. Дело было осенью, на улице была непролазная грязь, до монастыря пешком было не дойти. Митрополит благословения на покупку не дал, а распорядился, чтобы в три часа не только вся братия, но и все трудники пришли в храм.

Все собрались.

Пришел и митрополит.

В храме царил осенний полумрак и только перед аналоем горела единственная свеча. Митрополит распорядился читать Псалтирь. Монах начал читать. Минут через сорок митрополит спросил:

– Усердно ли вы молитесь?

– Усердно, владыко.

– Все ли вы молитесь?

– Все молимся, владыко.

– Хорошо.

Чтение продолжилось. Еще через полчаса митрополит, дождавшись паузы, спросил: 

– Усердно ли вы молитесь?

– Усердно, владыко.

– Все молятся?

– Все молимся, владыко.

– Хорошо.

Прошел еще час. Чтение продолжалось. И вновь Платон спросил:

– Усердно ли вы молитесь?

– Усердно, владыко.

– Все молятся?

– Все молимся, владыко.

– И вор молится?

– И я молюсь, владыко.

Вором оказался кучер митрополита.

Представляю, если такой эксперимент провести, например, среди каких-нибудь заместителей министров, директоров фондов, глав районов. Собрать их в храме, притушить свет, начать читать… Какой мощный хор грянул бы в ответ на последний вопрос.

Эх.

Борис Якеменко