Недавно в газете «Советская Россия» был опубликован очерк нравов Светланы Замлеловой «Наш удел?» В нём автор заостряет внимание на возникновении в нашей жизни другой системы ценностей, смене ориентиров в отношении к богатству и бедности, падении уровня культуры и в смысле поведения, и в смысле запросов.
Приводятся многочисленные факты издевательств, убийств, изнасилований, нападений на граждан, аварий и хищений. Светлана Замлелова пытается разъяснить читателям сущность резкого снижения уровня человеческих ценностей и разрушения культурных и психических барьеров в сознании современного российского гражданина. Затронута и одна из специфических особенностей российского общества: беспредельная русофобия, постоянные унижения и оскорбления огромного числа людей. Есть в статье много интересного с точки зрения мотивации взглядов на обозначенную проблему. Одна из точек зрения на элементы общности людей напрямую касается темы.
В советский период истории нашего государства мы друг друга при встрече в общественных местах, личном общении называли как ТОВАРИЩ. Времена круто изменились. И сейчас укоренилось слово ГОСПОДА.
Кому-то это приветствие очень нравится, кому-то совсем чуждо. За рубежом бытуют различные формы обращения друг к другу: «мистер», «мисс», «миссис» (Англия), «мосье», «мадам» (Франция), «дон», «донья» (Италия), «герр», «фрау» (Германия), «пан», «пани» (Польша), «сеньор», «сеньорита» (Испания). Применимы были также рукопожатия и поцелуи руки, поклоны и коленопреклонения.
В истории России существовал «Табель о рангах» (1717-1721), в котором перечислялись военные (армейские и флотские), гражданские и придворные чины. Соответственно и форма обращения зависела от чина.
Монархический строй в России до ХХ века сохранял разделение людей на сословия: дворян, духовенство, купцов, мещан и крестьян. Отсюда и вошли в обиход обращения ГОСПОДИН (ГОСПОЖА) – к привилегированным социальным группам, СУДАРЬ (СУДАРЫНЯ) – для среднего сословия и отсутствие обращения к представителям низшего сословия.
После Октябрьской революции особым декретом были упразднены все чины и звания. Популярны стали обращения ГРАЖДАНИН и ТОВАРИЩ. Но ни ТОВАРИЩ, ни ГОСПОДИН так и не нашли широкого применения в быту у наших соотечественников. Часто в общественных местах слышатся обращения ЖЕНЩИНА, МУЖЧИНА, которые нарушают норму речевого этикета, свидетельствуют о низкой культуре говорящего. Учёные, педагоги, врачи, юристы отдают предпочтение словам КОЛЛЕГИ, ДРУЗЬЯ или способ начать разговор без обращений, используя обезличенные формы: БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ … БУДЬТЕ ДОБРЫ…ИЗВИНИТЕ. Находясь на улицах Астрахани, часто слышу в свой адрес такие обращения: «Ты, МУЖИК, где находится улица Волжская?», или «ОТЕЦ, сколько на твоих часах времени?» Однозначно, что я этому парню, обратившемуся ко мне с фамильярно-панибратским вопросом, просто не могу ответить по-человечески вежливо, когда этот человек не уважает не только себя, но и других людей. Поэтому я стараюсь молча пропустить нелицеприятный вопрос. Нагрубить такому невежде не позволяет мое семейное воспитание, статус ветерана труда, честь и достоинство.
Отсюда мой чисто субъективный вывод: обыкновенные люди изменились не в лучшую сторону, особенно на уровне бытового общения по сравнению с 70-80 годами прошлого столетия, проблема общеупотребительного обращения в неофициальной обстановке остается открытой.
Интересуясь мнениями многих знакомых и незнакомых мне людей, пришёл к такому умозаключению: мало кто четко представляет себе правила этического общения, это огромный пробел в сознании людей и составляет на сегодняшний день сложную проблему. Безусловно, она будет решена только тогда, когда каждый гражданин России научится уважать себя и с уважением относиться к другим, когда научится защищать свою честь и достоинство, когда станет ЛИЧНОСТЬЮ. И неважно, какую должность он занимает, каков его статус. Важно, чтобы никто из россиян не чувствовал неловкость и смущение, если его назовут или он кого-то назовет ГОСПОДИН, или когда эти слова вновь поменяют свое значение, и станут приемлемыми для каждой отдельно взятой личности.
Какой путь нам нужен, чтобы изменить в лучшую сторону культуру человеческих взаимоотношений? Многие наши соотечественники выражают в интернете свой взгляд на этическую проблему общения людей.
Начинать учить ребенка вежливости с детского сада, затем в школах и других учебных заведениях. Регулярно издавать соответствующую литературу, снимать научно-популярные и художественные фильмы, на телевидении проводить конкурсы видеофильмов и очерков по обозначенной тематике. Стараясь идти в ногу с современной теорией и практикой внедрения в межличностные общественные отношения этических норм поведения, начинать такую работу надо, прежде всего, с семейного воспитания детей и подростков. Так же, как родители с малых лет обучают детей в профессиональных учебных заведениях искусству балета, театра и кино, выявлению талантов в области спорта и художественных ремесел. Однако в нашем обществе сплошь и рядом доминируют сквернословие, нецензурная брань не только в семьях в присутствии несовершеннолетних, но и при транслировании различных ТОК-ШОУ на экранах ТВ. Только и слышишь в ходе передачи «Пусть говорят» у А.Малахова, «Давай поженимся», «Дом-2», «Прямой эфир» через каждые две-три минуты звуковые «глушилки» нецензурных выражений в виде пищалок. Почему СМИ наших федеральных и региональных каналов допускают такое пренебрежение к богатому арсеналу культурного наследия художников, писателей, композиторов, принесших нашей стране мировую известность? И глумиться над родным языком в телевизионных передачах преступно со всех точек зрения. То, что разрушает культурные и психические барьеры, должно встречать отторжение общества. Разрыв культурной преемственности поколений ведет к потере социальной памяти о наших предках, их жизненном пути и, конечно, этических норм поведения. Ни в коем случае нельзя скатываться к феномену манкуртизма, описанному в романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». В романе показано, как в результате пластической операции с черепом похищенного юноши из его сознания извлекается память. И он забывает о своих корнях и своем прошлом и превращается в манкурта – покорного раба своих хозяев.
Вот где истоки русофобии, которая имеет место в нашей жизни. Такого удела нам ждать или стоять на твердых принципиальных позициях: сохранить огромную сокровищницу знаний и ценностей, накопленных человечеством, а не утратить и не уничтожить? Культура общения – это неотделимая составляющая, часть культуры личности. И этим надо дорожить!
В.Губенко, ветеран педагогического труда, Почётный работник общего образования РФ, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 26 (685)
AST-NEWS.ru
Приводятся многочисленные факты издевательств, убийств, изнасилований, нападений на граждан, аварий и хищений. Светлана Замлелова пытается разъяснить читателям сущность резкого снижения уровня человеческих ценностей и разрушения культурных и психических барьеров в сознании современного российского гражданина. Затронута и одна из специфических особенностей российского общества: беспредельная русофобия, постоянные унижения и оскорбления огромного числа людей. Есть в статье много интересного с точки зрения мотивации взглядов на обозначенную проблему. Одна из точек зрения на элементы общности людей напрямую касается темы.
В советский период истории нашего государства мы друг друга при встрече в общественных местах, личном общении называли как ТОВАРИЩ. Времена круто изменились. И сейчас укоренилось слово ГОСПОДА.
Кому-то это приветствие очень нравится, кому-то совсем чуждо. За рубежом бытуют различные формы обращения друг к другу: «мистер», «мисс», «миссис» (Англия), «мосье», «мадам» (Франция), «дон», «донья» (Италия), «герр», «фрау» (Германия), «пан», «пани» (Польша), «сеньор», «сеньорита» (Испания). Применимы были также рукопожатия и поцелуи руки, поклоны и коленопреклонения.
В истории России существовал «Табель о рангах» (1717-1721), в котором перечислялись военные (армейские и флотские), гражданские и придворные чины. Соответственно и форма обращения зависела от чина.
Монархический строй в России до ХХ века сохранял разделение людей на сословия: дворян, духовенство, купцов, мещан и крестьян. Отсюда и вошли в обиход обращения ГОСПОДИН (ГОСПОЖА) – к привилегированным социальным группам, СУДАРЬ (СУДАРЫНЯ) – для среднего сословия и отсутствие обращения к представителям низшего сословия.
После Октябрьской революции особым декретом были упразднены все чины и звания. Популярны стали обращения ГРАЖДАНИН и ТОВАРИЩ. Но ни ТОВАРИЩ, ни ГОСПОДИН так и не нашли широкого применения в быту у наших соотечественников. Часто в общественных местах слышатся обращения ЖЕНЩИНА, МУЖЧИНА, которые нарушают норму речевого этикета, свидетельствуют о низкой культуре говорящего. Учёные, педагоги, врачи, юристы отдают предпочтение словам КОЛЛЕГИ, ДРУЗЬЯ или способ начать разговор без обращений, используя обезличенные формы: БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ … БУДЬТЕ ДОБРЫ…ИЗВИНИТЕ. Находясь на улицах Астрахани, часто слышу в свой адрес такие обращения: «Ты, МУЖИК, где находится улица Волжская?», или «ОТЕЦ, сколько на твоих часах времени?» Однозначно, что я этому парню, обратившемуся ко мне с фамильярно-панибратским вопросом, просто не могу ответить по-человечески вежливо, когда этот человек не уважает не только себя, но и других людей. Поэтому я стараюсь молча пропустить нелицеприятный вопрос. Нагрубить такому невежде не позволяет мое семейное воспитание, статус ветерана труда, честь и достоинство.
Отсюда мой чисто субъективный вывод: обыкновенные люди изменились не в лучшую сторону, особенно на уровне бытового общения по сравнению с 70-80 годами прошлого столетия, проблема общеупотребительного обращения в неофициальной обстановке остается открытой.
Интересуясь мнениями многих знакомых и незнакомых мне людей, пришёл к такому умозаключению: мало кто четко представляет себе правила этического общения, это огромный пробел в сознании людей и составляет на сегодняшний день сложную проблему. Безусловно, она будет решена только тогда, когда каждый гражданин России научится уважать себя и с уважением относиться к другим, когда научится защищать свою честь и достоинство, когда станет ЛИЧНОСТЬЮ. И неважно, какую должность он занимает, каков его статус. Важно, чтобы никто из россиян не чувствовал неловкость и смущение, если его назовут или он кого-то назовет ГОСПОДИН, или когда эти слова вновь поменяют свое значение, и станут приемлемыми для каждой отдельно взятой личности.
Какой путь нам нужен, чтобы изменить в лучшую сторону культуру человеческих взаимоотношений? Многие наши соотечественники выражают в интернете свой взгляд на этическую проблему общения людей.
Начинать учить ребенка вежливости с детского сада, затем в школах и других учебных заведениях. Регулярно издавать соответствующую литературу, снимать научно-популярные и художественные фильмы, на телевидении проводить конкурсы видеофильмов и очерков по обозначенной тематике. Стараясь идти в ногу с современной теорией и практикой внедрения в межличностные общественные отношения этических норм поведения, начинать такую работу надо, прежде всего, с семейного воспитания детей и подростков. Так же, как родители с малых лет обучают детей в профессиональных учебных заведениях искусству балета, театра и кино, выявлению талантов в области спорта и художественных ремесел. Однако в нашем обществе сплошь и рядом доминируют сквернословие, нецензурная брань не только в семьях в присутствии несовершеннолетних, но и при транслировании различных ТОК-ШОУ на экранах ТВ. Только и слышишь в ходе передачи «Пусть говорят» у А.Малахова, «Давай поженимся», «Дом-2», «Прямой эфир» через каждые две-три минуты звуковые «глушилки» нецензурных выражений в виде пищалок. Почему СМИ наших федеральных и региональных каналов допускают такое пренебрежение к богатому арсеналу культурного наследия художников, писателей, композиторов, принесших нашей стране мировую известность? И глумиться над родным языком в телевизионных передачах преступно со всех точек зрения. То, что разрушает культурные и психические барьеры, должно встречать отторжение общества. Разрыв культурной преемственности поколений ведет к потере социальной памяти о наших предках, их жизненном пути и, конечно, этических норм поведения. Ни в коем случае нельзя скатываться к феномену манкуртизма, описанному в романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». В романе показано, как в результате пластической операции с черепом похищенного юноши из его сознания извлекается память. И он забывает о своих корнях и своем прошлом и превращается в манкурта – покорного раба своих хозяев.
Вот где истоки русофобии, которая имеет место в нашей жизни. Такого удела нам ждать или стоять на твердых принципиальных позициях: сохранить огромную сокровищницу знаний и ценностей, накопленных человечеством, а не утратить и не уничтожить? Культура общения – это неотделимая составляющая, часть культуры личности. И этим надо дорожить!
В.Губенко, ветеран педагогического труда, Почётный работник общего образования РФ, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 26 (685)