Литературные премии призваны стимулировать творческих людей, привносить элемент соревновательности в творческий процесс.

По сути, голосовать за творчество писателя или поэта должен читатель рублём в книжном магазине. Но по старой традиции присуждение премий зависит от членов жюри, которые, естественно, не беспристрастны. Порой эта пристрастность и тенденциозность идет даже в разрез с положениями и задачами премии.

Далеко ходить за примерами не надо. В 2011 году разыгрывалась очередная литературная премия города Астрахани имени Велимира Хлебникова.

По положению назначение премии происходит один раз в три года, т.е. рассматривается и оценивается творчество поэтов, писателей, журналистов за 2009-2011 годы. Но вот незадача, поэт Владимир Филатов (на фото) претендовал на получение премии и стал ее лауреатом, представив на суд жюри книгу своих стихов «С того берега» (Астрахань, 2007 г.) Получается, что просроченный «товар» пришелся по вкусу членам жюри…

По положению премия имени Велимира Хлебникова присуждается авторам произведений, созданных в традициях российской духовности, пропагандирующих гуманизм, нравственность, дружбу между народами, любовь к Родине, к городу Астрахани.

Вот строки из книги Владимира Филатова:

«…Светлый день придёт,

я знаю –

Он проснётся мой народ.

И вздохнёт страна родная,

И чумная ночь уйдёт…»

«…Непонятного Бога

Ты Россия, страна.

Величава, убога,

Изобильно, бедна…»

«…Боюсь слепых

правителей державы,

Поводырей, что

окружают их.

Боюсь иуд, готовых

ради славы

Продать врагу и грешных, и святых…»

В этих строках, может быть, и присутствует русская духовность со склонностью к вечному нытью о тяготах жизни, но где пропаганда гуманизма, любви к Родине. Любви никакой и не может быть, ведь, по словам автора, в России царит «чумная ночь», а правители слепы.

Владимир Филатов в своём творчестве весьма неоднозначен. Он ностальгирует по советскому прошлому, хотя и не осуждает белогвардейцев, боровшихся против власти большевиков.

Владимир Филатов, добиваясь литературной премии в капиталистическом обществе, осуждает его и клеймит позором. В принципе, это уместно в творчестве писателя и поэта, но при определённых условиях. Шарль Бодлер писал великолепные сонеты, шокирующие его современников, но он не претендовал на литературные премии. И еще, Бодлер – тонок, изящен в своём творчестве, чего не скажешь о Владимире Филатове, взявшего на себя роль поэта-трибуна.

Вот апофеоз творчества Владимира Филатова, его «фирменная марка»:

«… Пускай будут

взгляды косые,

Но я повторять не боюсь:

Хоть Родина мне – Россия,

А всё же Советский

Союз Роднее…»

Кстати, Владимир Филатов родился в городе Гурьев, что на территории Казахской ССР. Так что он может называть своей Родиной либо Казахстан, либо СССР, в состав которого и входила Казахская ССР, но никак не РСФСР… Так что в понятии «Родина» у Владимира Филатова, несмотря на преклонный возраст, полной определенности нет.

Любителям звонкой напевности Есенина и Рубцова стихи Филатова вряд ли придутся по душе, не по нраву будут они и любителям органной хоральности Бродского. Творчество Филатова может понравиться только поклонникам эпохальных стихов Егора Исаева – любителями и поклонниками творчества которого были члены Политбюро ЦК КПСС, наградившие Исаева золотой звездой Героя социалистического труда.

За что же присуждена премия Владимиру Филатову и его «просроченной» книге стихов?

Скорее всего, только за членство в Астраханском отделении союза писателей РФ, за приятельские отношения с членами жюри, а может быть, потому, что просто подошла очередь на премию, которая, вероятно, имеется в вышеназванном отделении. Но это не имеет никакого отношения к высокому творчеству.

Автандил Камикадзе,

"Факт и компромат" № 31, 08.10.11.