В летнюю жару хочется естественной прохлады, которую вполне можно обрести на борту речного транспорта. Главной водной дорогой, ведущей в Астрахань, всегда была Волга. Но сегодня попасть в наш регион на пассажирском теплоходе невозможно, только на туристическом. Да и их становится все меньше.

ОТ БИЛЕТНЫХ КАСС - В ТУРФИРМЫ

Сейчас в Астрахань с разной периодичностью заходят за сезон около 25 теплоходов. Кто-то побывает у нас дважды, кто-то - семь раз за лето. Все они - туристические. Отправиться по воде пассажиром в Казань или Самару теперь невозможно. Раньше, для того чтобы поплыть на пассажирском теплоходе, достаточно было сходить в кассу, расположенную на территории речного порта, и купить билет. Пассажирские суда отправлялись из Астрахани несколько раз в неделю. На территории речного порта находились кассы, в которых можно было приобретать билеты как заранее, так и в день прибытия-убытия теплохода в Астрахань при наличии нераспроданных билетов. Деловую поездку в Москву или Саратов можно было совершить с удовольствием, "с ветерком" - в каюте.

Теперь, чтобы отправиться в поездку по реке, надо обращаться в турфирмы. То есть путешествие по воде надо заранее планировать. Кроме того, раньше в стоимость билета не входили ни питание, ни экскурсионное обслуживание.

Сейчас лишь одна из астраханских турфирм занимается только теплоходными круизами на своем теплоходе. Есть у нас турагенты, продающие путевки в туры, организуемые турфирмами Нижнего Новгорода и Волгограда. Отправить же астраханца в речное путешествие может практически любая турфирма. Организаторами круизов являются также Москва, Пермь, Санкт-Петербург. Чаще всего к нам приходят волгоградские теплоходы. Компактный круиз Астрахань-Волгоград популярен и у наших соседей. Волгоградцы также организуют непродолжительные поездки Саратов-Астрахань-Саратов, Самара-Астрахань-Самара.

МОДЕРН В КАЮТАХ

Турист проводит на борту теплохода больше времени, нежели пассажир, и, следовательно, нуждается в большем комфорте. Практически все теплоходы, сменившие ориентацию с пассажирских на туристические, подверглись реконструкции, которая, впрочем, не миновала и те, что изначально были туристическими. Нет предела совершенству. И комфорту. Четырехместных кают сохранилось очень мало. Преимущество отдано одноместным и двухместным, в которых диваны расположены на одном уровне, есть холодильники, кондиционеры, телевизоры, санузлы. Таковы требования туристов.

Дороже всего совершить теплоходное путешествие в июле-августе, а дешевле - в мае, сентябре.

Стоимость одного места в каюте "люкс" на трехпалубном теплоходе до Москвы и обратно - 86-120 тысяч рублей. Путешествие по самому низкому разряду до Казани обойдется в 18-23 тысячи рублей. Все остальное - варианты. В среднем за день на теплоходе круизный турист выкладывает две-три тысячи рублей. Любители повышенного комфорта на четы-рехпалубных теплоходах раскошеливаются и на большие суммы. Организаторы круизов объясняют высокие цены тем, что теплоход как транспортное средство ежесекундно поглощает топливо, которое и вынуждены оплачивать путешественники.

АКТУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Поскольку сегодня многие россияне из года в год совершают путешествия по Волге, то в стоимость круизов часто не входят экскурсии (их обычно можно заказать при желании за дополнительную плату). Иногда организаторы круизов до Москвы предлагают двух- или трехразовое питание.

"Главный" астраханский теплоход - это "Тимирязев", который отправляет в рейсы одна из астраханских турфирм (остальные турфирмы речные круизы организовывают, но не на своих теплоходах). В соответствии с пожеланиями астраханцев его рейсы в настоящее время не превышают 10-14 дней. До Москвы этот теплоход из Астрахани уже не доходит: путешествие в Москву и обратно длилось 18 дней. Так, в нынешнем сезоне "Тимирязев" поднимается по Волге до Костромы, а по Каме - до Чайковского.

В столицу можно попасть из Астрахани на теплоходах "Октябрьская революция", "Афанасий Никитин", "Иван Кулибин", каждый из которых совершает по семь рейсов за сезон. Прогулочные теплоходные рейсы на взморье в настоящее время не совершаются, поскольку очень дорого стоит прохождение Волго-Каспийского канала.

Такова стратегия в кризис и неастраханских турфирм. В этом сезоне многие сократили свои круизы, до Астрахани доходит лишь часть теплоходов, которые традиционно приходили к нам в последние годы. Если раньше график приема туристов теплоходных маршрутов открывался в июне, то теперь - в начале июля. Сократилось и количество теплоходов, и продолжительность круизов.

В целях экономии уменьшилась продолжительность стоянок в городах, буквально до трех-четырех часов. Впрочем, в Астрахани этого времени как раз хватает на осмотр городских достопримечательностей. Если экскурсия проходит в хорошем автобусе, с кондиционером, то город воспринимается благожелательно: чистая набережная, отреставрированный кремль. С пешеходными экскурсантами сложнее. Им трудно объяснить, почему в районе Лебединого озера после юбилейных торжеств и рядом с офисом нефтяных компаний сохраняются ветхие домики или что воплощает площадь Ленина - апофеоз современной архитектуры или сброшенный в российскую глубинку неходовой товар скульпторов? Но дольше всего приходится объяснять, как

добраться после окончания экскурсии к своему теплоходу. К сожалению, разработчики городских транспортных маршрутов всегда игнорировали речные причалы. Троллейбусно-автобусные остановки - или на площади Ленина, или на Татар-Базаре. Да и "вольные стрелочники" - маршруточники, по-видимому, не рассматривают туристов как потенциальных пассажиров. Вот и приходится им тащиться пешком с авоськами, нагруженными астраханскими овощами, или брать такси. Расторопные таксисты и продавцы арбузов, впрочем, из года в год работают на причале. Для них гости города - не пустой звук, как для многих сувенирщиков, музейщиков, строителей.

Помимо населенных пунктов, туристы теплоходных маршрутов могут высаживаться на т.н. зеленых стоянках. На территории Астраханской области таких стоянок две - в Никольском (весьма популярное место благодаря дешевизне местного рыбно-овощного рынка) и на Ахтубе. Кстати, приобщиться к деликатесам Никольского могут только пассажиры трехпалубных судов: речные гиганты к местному дебаркадеру пришвартоваться не могут.

Туристы иногда еще спрашивают, на чем можно попасть в дельту Волги, поближе к Каспийскому морю. К сожалению, давно канули в Лету быстроходные суда: "Ракеты", "Восходы" и "Метеоры", на которых можно было за считанные часы добраться в населенные пункты нашей области. Теперь сообщение в дельтовом регионе только сухопутное - автобусное. Посетить взморье туристам удается лишь в том случае, если принимающая группу астраханская турфирма организует им такой вояж. А вот Каспий как зона прогулок в турфирмах не рассматривается из-за вздорно-штормового характера моря-озера.

А КАК У ДРУГИХ?

Речные круизы в России и странах СНГ, безусловно, популярны. На выбор пассажирам предоставляется более 170 теплоходов от двух до четырех палуб. Среди них такие, как "Бородино", "Карл Маркс", "Кронштадт", "В. Белинский", "Юрий Никулин". В стоимость круиза входит питание, развлекательная программа, услуги гида.

Круиз С.-Петербург - Москва длительностью 9 дней стоит 22 800 рублей, шестидневная прогулка тем же маршрутом - 12 750 рублей. Киев - Одесса, девятидневный круиз, обойдется в 19 900 рублей. Трехдневный круиз по маршруту: Питер - Мандроли - Кижи - Валаам - Питер стоит 9 159 рублей. Путешествие Москва - Тверь - Москва на шесть дней стоит 10 950 рублей, а тот же маршрут, но трехдневный - 6 100 рублей. Для примера, в Америке круиз по маршруту: Нью-Йорк - Галифакс - Сент-Джон - Бар Харбор - Бостон - Нью-Йорк длится 8 дней и стоит от 699 евро до 1 749 евро.

В других странах речные круизы не популярны - их затмевают морские. Желающим совершить морской круиз предлагают комфортабельные условия вне зависимости от страны. А вот стоимость - разнится.

Для морских круизов предлагаются лайнеры вместимостью от 2 000 до 4 000 человек. Кают на таких лайнерах от 600 до 1 200, а палуб - от 11 до 14. На теплоходе, как правило, 4-8 ресторанов и 2-5 бассейнов.

Самая экономная каюта - внутренняя. Она не имеет

окон, так как располагается в середине лайнера и поэтому

подходит пассажирам, планирующим провести круиз вне каюты. Самая комфортабельная, а поэтому дорогая - сьют (каюта с балконом). Она же и самая просторная, помимо спальни, в ней есть гостиная.

В стоимость любого круиза входит питание по системе "все включено", развлекательная программа, бассейн, джакузи, сауна. Все каюты - двухместные. Если пассажир хочет находиться в каюте один - придется доплатить, сумма доплаты зависит от страны.

Рим. Время круиза - 8 дней. Маршрут: Рим - о. Сицилия - о. Родос - о. Миконос - Рим. Обойдется такое путешествие от 719 до 1689 евро. Стоимость доплаты за одноместное размещение - от 30 до 100 процентов.

Майами. В программе пятидневного круиза: Майами - о. Большая Багама - Нассау - о. Грейт Кий - Майами. Стоит такой круиз от 379 до 1 549 евро. Любителям одиночества придется разориться на 624 евро.

Аляска. Круиз занимает 15 дней. В него входят: Сиэтл -Кетчикан -Трайси Арм - Скагуей - Ситка - Акоридж - Хомер

- Кодлак - Джуно - Виктория

- Сиэтл. Цена билета от 2 199 до 6 999 долларов. Доплата за одноместное размещение - от 80 до 100 процентов от стоимости.

Экзотические острова. Путешествие длится 7 дней. В него входит посещение таких островов, как Гонолулу - Кахулуи - Хино - Кола - Ногви-ливили - Гонолулу. Стоимость круиза от 1 249 до 2 399 евро. Доплата за одноместное проживание - 2 155 евро.

Ольга Калинина,

"Астраханские ведомости" №27, 16.07.10.