Как жили и работали в СССР

Вдруг всплыл в памяти интересный эпизод из моего счастливого отрочества, которым я хочу поделиться.

Родился я в г. Горловке Сталинской (ныне Донецкой) области, ныне находящейся на линии фронта. Жил в рабочем посёлке Мирном, хоть там и жили не мало шахтёрских семей, но всё же он, по роду занятости титульного населения, считался посёлком машиностроительного завода имени Кирова. Естественно, ясли, детсад, школа и позднее появившийся машиностроительный техникум были в производственно-социальном кластере этого завода и потому, помимо причитающихся государственных льгот и преференций, на эти заведения распространялись дополнительные гранты и бонусы от завода и его профсоюза.

Были такие времена и это не сказка. В школе №17, которую заканчивали наши родители, старшие браться и сёстры и все мы, у одних и тех же учителей, по сути, ставшими семейными, усилиями завода был построен полноценный токарный цех с современными станками. Заводу были нужны мы, нам нужен был завод, вот мы и крутились с младых ногтей в радиусе полукилометра, поэтапно переходя из ясель, кто в заводские цеха, кто в шахту.

Всё было весело, дружно и ярко. Всем всего хватало, пионерские лагеря были готовы принимать нас вне зависимости от того, где работают наши родители и работают ли вообще. Школьные завтраки были вкусными, в школе был зубной кабинет и медпункт, в котором нас постоянно прививали от всего подряд. Родителям давали бесплатно уголь, дачи и квартиры. Были трудовые династии, сплошь и рядом; не было в диковинку, когда по заводскому гудку маршировали на работу в одном строю дед, сын, внук, бабка, невестка, свекровь и так далее по списку. Словом, порядок просто был, прошлое было славным, будущее радикально предсказуемым и позитивным. От армии не косили, работы не стеснялись…

Но, к теме. В школе, на протяжении всего срока обучения, на трудах, нам преподавали слесарное дело, позднее – электродело, ну в выпускных классах, начиная с 7-го (а он в те времена ещё был выпускным), нам преподавали токарное дело. Всё было интересно и захватывающе, мы хотели быстрее стать взрослыми, курение и успехи в освоении профессии были тому венцом. Мы уже полным ходом резали болты и гайки из шестигранных заготовок, из круглых – шайбы и втулки и много ещё чего в рамках программы и сверх неё. Практика была на машзаводе в реальных производственных условиях. В качестве наставника мне попался неразговорчивый токарь, с высоты моего сегодняшнего возраста, совершенно не старый. Я резал из шестигранника болты, он стоял справа и чуть сзади и давал советы. Возле станка, находился поддон с высокими бортами, полный этих болтов. Думаю, их там было около полу-тонны, если не больше. Их потом забирали кран-балкой.

Внимание! Ну и теперь квинтэссенция моей длинной писанины. Токарь взял и каким-то совком насыпал в квадратное ведро этих болтов по самые края, поставил передо мной и сказал: «Вот это моя зарплата, которую я зарабатываю за пару дней. Оставшиеся 20 с лишним дней я работаю бесплатно на государство». Я опешил от такой информации и не знал, что с ней делать. Это был мой первый, внезапный и неожиданный, урок политэкономии, преподанный мне работягой на практике, вернее, именно по месту её практического применения.

Если честно, я и сейчас не знаю, что делать с этой информацией, но уже понимаю, что нам государство по-честному возвращало в качестве социальных благ немалую долю из заработанного нами за те 20 бесплатных дней.

Илья Симачевский, город Ахтубинск