Какие бытовые проблемы мучили астраханцев в 1920-е года

В 20-е гг. XX в. по всей стране остро стоял продовольственный вопрос. Астрахань не осталась в стороне, также как и многие оказалась в крайне тяжелом экономическом положении: рыбная промышленность находилась в критическом состоянии, работало всего 10% промыслов, водный транспорт остановил свою работу. Из-за того, что Астрахань оказалась в прифронтовом положении, подвоз продовольствия был затруднен.

Карточная система в Астраханской губернии была неорганизованная.

Непосредственной предпосылкой к введению карточной системы стали перебои с продовольственным снабжением, вследствие которых в магазинах выросли очереди за хлебом. Продовольственную проблему в губернии усугубило еще засушливое лето 1920 г. приведшее к неурожаю, результатом чего стал голод 1921 г. По карточкам давали гнилую воблу, селедку от которых отказывались, даже не смотря на голод. В общественных столовых еда тоже оставляла желать лучшего. В этих условиях люди были вынуждены покупать хлеб по спекулятивным ценам в хлебных лавках.

Начиная с 1921 г. в Астрахани началось сокращение продовольственных пайков для всего населения, рабочие бастовали из-за нехватки продовольствия. Астрахань успешно смогла пережить голодное время, благодаря наличию рыбных запасов, потребление рыбы хоть как-то облегчало трудное положение. Государственные и кооперативные организации оказывали помощь голодающим. Кооперацией Астраханской губернии было выделено в пользу голодающих на 20 ноября 1921 г. 33 тонны хлеба и крупы, 77 тонн овощей, 3,5 тонны мяса, соли – 1 вагон. На VII Астраханской Губпартконференции в марте 1922 г. говорилось: «Несмотря на поредение населения, комитету помощи голодающим не удается удовлетворить хотя бы частично всех голодающих». В докладе о деятельности кооперации на том же форуме констатировалось: «Организован отдел общественного питания, но в виду отсутствия как денежных, так и продовольственных ресурсов столовых пока нет».

К середине 1920-х гг. ситуация начала стабилизироваться, голод отступал, но рацион домашнего питания так и не был разнообразен, в основном ели: хлеб, картофель, капусту, лук, мясо.

В журнале «Наш край» представлены следующие нормы питания человека в сутки:

1 вросл.чел. при полном покое требуется ..1800-1900 калор.

…………… при умеренном труде……..….2450-2850 калор.

……………. при тяжелом…………….……3300-3800 калор.

……………. при оч.тяжелом…………..…..4500-5000 калор.

Необходимо отметить, что:

Взрослый человек (рабочий) получал калорий

в ноябре месяце 1922 г.– 2316 калор.

в феврале месяце 1923г. – 3439 калор.

Н. Валентинов в своих исследованиях указывал, что «в 1924 и 1925 гг., рабочие питались так хорошо, как нигде до того времени». Также он отмечает рост потребления рабочими отдельных видов продовольственных товаров – мяса, молока, сала и др. Это стало возможно также благодаря восстановлению сельского хозяйства и, в частности, скотоводства.

К концу 1920-х гг., покупательная способность населения стабилизировалась, но напряженность рыночной конъектуры достигла чрезвычайных размеров. В 1928 г. вновь вводилась продажа продовольствия по карточкам. Хлеб стал самым дефицитным товаром, из-за кризиса хлебозаготовок 1925г. В список дефицитных товаров наряду с хлебом входили: мука, макаронные изделия, фураж всех родов, масло растительное и сливочное, сахар, чай. Продолжительное время выдача хлеба ограничивалась определенными нормами: в одни руки выдавали 1 кг пшеничного, 1 кг пеклеванного и 2 кг ржаного хлеба. Нормы отпускавшихся по карточкам продуктов не всегда выдерживались и несколько раз понижались. Таким образом, можно сказать, что питание населения на протяжении 1920-х гг. было разное, но в основном, соответствовало нормам, которые положены взрослому человеку при работе.

Сразу после Октябрьского восстания перед большевиками встала острейшая социальная проблема – необходимость обеспечения трудящихся жильем. Проблема обострялась быстрым ростом городского населения, разрушением существующего жилищного фонда, почти полное отсутствие нового строительства.

Переход к НЭПу обеспечил резкий рост числа городских жителей. Если за 1905-1917 гг. в г. Астрахани их прирост составлял лишь 3,2 %, то в 1920-1923 гг. – 6,3 %, в 1923-1926 гг. – 7,1 %, в 1926-1928 гг. – 32,6 %. По данным переписи 1923 г. городское население Астрахани составляло 117 809 чел., а в 1920 г. было всего лишь 100 581 чел. Отсюда следует, что прирост населения почти за три года составил 17 228 чел. По данным переписи 1920 г. и 1923 г., которые приводит нам журнал «Наш Край» можно сделать вывод, что жилых построек уменьшилось на 2349, а всех на 4640. Власть давала право населению на использование ветхих построек в качестве топлива. Число строений уменьшалось так же из-за пожаров.

В этот же период государство перераспределяло имеющийся жилищный фонд. Практиковалось «подселение» и «уплотнение», что лишало жильцов желания содержать жилище в хорошем состоянии. Вот, что пишет об этой ситуации журнал «Наш край»: «Всеобщая неуверенность в обеспечении жилищем, постоянный трепет перед возможностью принудительного вселения посторонних в вашу семью, недоверие к жилищной политике – эти факторы окончательно подорвали в населении всякую самодеятельность и заинтересованность в поддержании жилищ в исправности и заставили каждого чувствовать себя гостем даже в собственной квартире».

Власти пытались решить жилищную проблему, путем сдачи в аренду муниципализированных строений. Домовладельцы при этом должны были взять на себя все расходы по содержанию недвижимости и ответственность за содержание жилья. Они должны были в годичный срок осуществить капитальный ремонт всех строений и впоследствии содержать их в полном порядке.

В 1922 г. был принят закон «О праве застройки», что увеличило масштаб индивидуальных строительств. Дом разрешено было строить с жилой площадью, не превышавшей санитарной нормы для членов своей семьи. Жилая площадь на одного человека, исходя из санитарной нормы равна 16 кв. аршинам на человека.

Разрешение выдавали только на строительство деревянных одноэтажных домов, всякого рода пристройки, могли быть снесены в административном порядке.

Площадь комнат, занимаемых населением, также была по своим размерам весьма скромной. В среднем на одну семью в 4-5 чел. в г. Астрахани приходилось меньше двух комнат размером 24 кв. м для рабочих и чуть больше – 30,5 кв. м – для служащих. При этом из 110 обследованных в 1926 г. городских семей 27 хозяйств совершенно не имели кухни и 18 хозяйств пользовались чужой.

Состояние фактически всех муниципализированных домовладений в г. Астрахани, было неудовлетворительным: к 1928 г. 45% строений требовало капитально-восстановительного ремонта, 32% – среднего текущего ремонта и лишь 23% домов не требовало крупных финансовых затрат на амортизацию.

Большая часть городского населения продолжала жить в домах неудовлетворительного состояния. В большинстве из них неисправными были печи, крыши, окна. С 1 октября 1926 г. из-за неисправного состояния дымоходов печей было зарегистрировано 190 случаев пожара.

Газета «Коммунист» за 1926 г. описывает нам условия проживания рабочих семей в г. Астрахани: «В шестом районе на бывшей Адмиралтейской улице стоит дом №30/14. В нем живут 50 семей рабочих. На 114 кв. саженях жилплощади (54 кв. м) набито 130 человек. Двери болтаются на петлях, стекол нет, а в некоторых помещениях даже рамы высажены. Три года тому назад рабочие начали хлопотать о ремонте дома, но результатов пока не видно».

Плохое развитие водопроводно-канализационной системы обусловило отсутствие во многих домах ванных комнат, где можно было бы вымыться и постирать вещи.

Еще одной проблемой в организации жилого пространства в общежитиях стало отсутствие необходимых санитарных зон. Как отмечалось, в газете «Коммунист», в общежитии консервкомбината не было ни кухни, ни прачечной и потому приготовление еды и стирка белья производились в жилой комнате, где проживало 13 человек. В утренние часы около одного умывальника скапливалось до 50 человек. Во всех городских общежитиях отмечалась жуткая антисанитария. Повсюду обитали клопы, мухи, тараканы, внутри был спертый воздух.

Таким образом, к концу 1920-х гг. сохранялась жилищная теснота, хотя душевой размер жилой площади в г. Астрахани был выше аналогичных показателей центральных городов. Однако качественное состояние жилищ уступало последним, в Астрахани продолжали преобладать деревянные и саманные постройки. Многие дома нуждались в капитальном ремонте, население вынуждено было жить в полуразрушенных помещениях. Внутренняя обстановка жилища была весьма скромной с минимальным набором мебели, а в рабочих общежитиях, даже образцовых, ощущалась нехватка мебели.

«Астраханские краеведческие чтения»

© А.С. Утегенова, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»

© Издатель: Сорокин Роман Васильевич