Со времени развала СССР прошло тридцать лет. Часть населения России вспоминает годы советской власти с ужасом, другая часть – с ностальгией. Особенно удивляет молодёжь, появившаяся на свет уже позже распада «нерушимого» Союза, но восторгающаяся жизнью в этой части земного мира.
В статье не предполагается всесторонняя оценка жизни в СССР. Достаточно сказать, что государство, где строилась райская жизнь – «Светлое будущее» для населения, не могло само по себе дойти до карточной системы на сахар и водку.
В СССР руководящей силой была Коммунистическая партия Советского Союза. В 1985 году генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв начал перестройку, в процессе которой была конституционно отменена руководящая роль КПСС. Это было, по крайней мере, странно – руководство единственной в стране партии отказывается от своей гегемонии.
В СССР разрешили многопартийность, которая как по приказу не замедлила появиться.
Возникли демократические партии и в Астрахани.
Демократическая партия России представлялась самой многочисленной, но толку от неё было столько же, как от других маленьких партиек – социал-демократической, либерально-демократической, христианско-демократической. Местное отделение последней партии возглавлял и был единственным её членом Александр Зыков, позже «прославившийся» покушением на представителя президента Адрова, а затем совершивший поджоги зданий ФСБ в Москве и областной думы – в Астрахани. После каждого «подвига» Зыкова упрятывали в дурку, где он и провёл большую часть своей жизни.
Отделение Либерально-демократической партии возглавлял Владимир Тарасов, на счету которого несколько акций, имевших огромный эмоциональный эффект: сбор денег для бастующих шахтёров, демонстрация на 7 ноября 1990 года «По невинно убиенным», демонстрация 7 ноября 1991 года «Похороны ленинских идей». Позднее Тарасов организовал «Союз участников кооперативного труда» (СУКТ), в котором были объединены многие бизнесмены Астрахани. Затем Тарасов скатился до работы в областном управлении лицензирования, где рьяно ловил продавцов контрафактной алкогольной продукции. Закончилась эта кипучая деятельность ужасно: Владимира расстреляли среди бела дня в самом центре Астрахани на улице Ленина в 1998 году. Убийцы не найдены.
Отделение «Демократического союза» первым в Астрахани подняло российский триколор на митинге в память о разгоне Учредительного собрания. Митинг был проведён у парка ТРЗ в январе 1990 года. Мероприятие прошло спокойно, хотя собрало немало астраханцев, но орган обкома КПСС газета «Волга» демонизировала митинг, написав, что мамаши жилгородка не выпускают детей на улицу, опасаясь «боевиков из ДС». Позднее вся астраханская группа ДС вступила в Народно-трудовой союз.
Дальнейшая судьба астраханских членов ДС сложилась по-разному. Игорь Коняев, выйдя из ДС, обратился к Богу. Он был рукоположен в иереи и погиб, попав на велосипеде под машину. Дамир Батыршин ныне работает в калининградских масс-медиа.
Много шума в начале 90-х наделал Клуб независимых избирателей. Руководителя КНИ Марселя Гарифовича Валиева после победы демократии пригласили на работу в областную администрацию, где и проработал некоторое время одним из заместителей губернатора Анатолия Гужвина. Валиев явно пришёлся не ко двору, и вскоре занялся частным извозом на личном автотранспорте.
Отделение Демократической партии Россия, возглавляемое Борисом Карпачёвым, незаметно сошло с политической сцены, освободив место для последующих неудачных и удачных политических образований. Сам Карпачёв, заняв место руководителя одного из астраханских ВУЗов, попался на превышении должностных полномочий и, мягко осужденный доброй астраханской Фемидой, ушёл в безвестность.
А политическая жизнь Астрахани продолжается с переменным успехом для населения.