Вечером 6 декабря 1922 год в небе на севере Астраханской области внезапно появился яркий огненный шар. Он был хорошо виден даже сквозь густую мглу и тучи.

Полет его сопровождался грохотом, напоминающим артиллерийский залп из множества орудий. В домах местных жителей сыпались стекла, в небе виднелось багровое зарево…

Необыкновенный метеор

Это незаурядное событие широко освещалось в прессе тех дней. Так, в газете «Борьба» (ныне – «Волгоградская правда») была опубликована тогда заметка «Необыкновенный метеор». В ней говорилось:

«В ГУБОНО явился житель Ленинского уезда т. Кузнецов и рассказал следующее. В день падения метеора вечером на всем протяжении от города Ленинска до села Владимировки (ныне – город Ахтубинск) было видно зарево и слышался сильный шум. Если верить слухам, упавший метеор был виден за семь верст. На далеком протяжении от метеора чувствовался сильный жар в течение нескольких часов. Губполитпросвет командировал т. Кузнецова на место падения метеора для точного обследования факта и производства фотографических снимков. По возвращении т. Кузнецова в ГУБОНО с докладом будет создана научная комиссия, которая немедленно выедет на место падения».

– Однако поиски метеорита по горячим следам не дали результата, – рассказала нам лектор Волгоградского планетария Галина Тимонина. – Видимо, просто потому, что было определено неправильно место возможного его падения. К тому же в Поволжье в то время был голод, людям было не до поисков метеоритов – поговорили и на этом успокоились. Слухи же ходили разные. Говорили, к примеру, что это был камень размером с дом, причем целиком из золота. Что в месте падения метеорита сгорело несколько хуторов. Что упал он в озеро Эльтон, вода в котором закипела сразу же…

"Космическая" борона

Но спустя почти шестьдесят лет, в 1979 году, эта уже почти забытая тогда история получила неожиданное продолжение. В том году житель села Царев Ленинского района нашей области Борис Никифоров написал письмо в комитет по метеоритам Академии наук СССР.

«Посылаю фотографии двух камней, которые напоминают метеориты, – сообщал он в письме. – Я сам электросварщик, обслуживаю технику от плуга до комбайна, много приходится ездить по полям. Однажды году в 1968-м тракторист Сергей Ульев сказал мне, что видел какие-то рыжие тяжелые камни. Попросил его привезти один. Он привез. Но вскоре я забыл о находке. А в 1978 году неожиданно наткнулся на один, потом на второй камень и кое-как с трудом вдвоем с шофером погрузил их в кузов. Нашел я и большую каменную плиту точно такой же окраски с такой же оплавленной, в ямках, поверхностью. О погрузке вручную нет и речи. Если это действительно остатки болида, приезжайте – забирайте».

Камни, найденные в поле близ села Царев, использовались тогда совхозными рабочими… для утяжеления борон. Метеорит Царев стал таким образом единственным в истории метеоритом, послужившим в народном хозяйстве.

Но в комитете по метеоритам письму сельского электросварщика не очень-то поверили – слишком уж часто туда присылали подобного рода находки, не представлявшие собой, как правило, какого-либо интереса для науки. Дали Никифорову стандартный для подобных случаев ответ с просьбой прислать образец найденных камней. Он эту просьбу выполнил, отколов от большого камня образец массой 324 грамма и выслав его по указанному адресу.

К искреннему удивлению специалистов комитета по метеоритам, присланный образец оказался каменным метеоритом, или же хондритом, как их называют ученые.

Вместо портфеля – грузовик

В село Царев был тогда послан из Москвы известный в ту пору «охотник за метеоритами», энтузиаст их поисков Роман Хотинок. Приехал он в командировку с небольшим портфелем – по наивности Роман Львович полагал, что хватит этого, чтобы увезти с собой находку. Но когда он вошел во двор к Никифорову, не поверил собственным глазам: перед ним лежали семь крупных каменных метеоритов! Причем Борис Никифоров огорошил его еще больше, рассказав, что в поле можно найти «камешки» и побольше. Но для того чтоб их забрать оттуда, нужна специальная техника.

В результате Хотинку, чтобы доставить образцы метеорита для исследований в Москву, понадобился автомобиль ГАЗ-66. Грузили их в машину с помощью автокрана. Общая масса находок составила на тот момент чуть ли не тонну.

Несколько позже в Цареве побывали еще несколько экспедиций Академии наук, и масса найденных там метеоритов возросла до полутора тонн.

Специалисты задались вопросом: а когда все это выпало на землю? Метеорит был явно очень крупным, поэтому упоминания о том, как он упал, должны были сохраниться в печатных источниках.

Предположение оказалось верным: в архиве были обнаружены сведения о падении метеорита на землю где-то в нашей области в 1922 году. Вот так 6 декабря 1922 года и было признано с тех пор датой падения метеорита Царев.

Третий не лишний

– Это был третий по размерам, по весу каменный метеорит за всю историю человечества, – поясняет Галина Тимонина. – Самый тяжелый – метеорит Гирин весом в четыре тонны, упавший в Китае, второй за ним по весу – метеорит Альенде весом около двух тонн, обнаруженный в Мексике. А в нашей стране метеорит Царев стал первым обнаруженным в ней крупным каменным метеоритом.

На сегодня найдено около восьмидесяти осколков метеорита Царев. Некоторые из них хранятся в частных коллекциях, но в большинстве своем в Москве, в Российской академии наук. Причем 36 из находящихся там образцов – индивидуальные экземпляры метеорита Царев, то есть сохранились в том же виде, в котором 90 лет назад они выпали на землю. Вес их от пятидесяти граммов и до 283 кг. А самый большой осколок метеорита Царев еще в 1979 году занял почетное место в коллекции минералогического музея РАН, где получил порядковый номер 157.

За помощь астрономической науке Борис Никифоров получил премию от комитета по метеоритам АН СССР в 300 рублей – солидные деньги по тем временам.

Сейчас Никифорова уже нет в живых, но до конца дней благодаря этой истории среди сельчан закрепилось за ним прозвище «Метеорит».

Так же, кстати, называется ныне стадион в селе Царев…

Александр Литвинов,

"Волгоградская правда" (vpravda.ru)