В последний уикенд октября Астраханский театр юного зрителя выпустил премьеру спектакля «Горе от ума» А.С. Грибоедова в постановке столичного режиссёра Елены Одинцовой.

Интерес публики к премьере громкого названия был столь широк, что театру пришлось вводить дополнительные показы. Комедия, написанная 200 лет назад – остросатирическое сочинение на московское общество конца эпохи царствования Александра I.

Блестящий образный язык произведения, мастерски описанные психологические портреты персонажей и разлетевшиеся на афоризмы реплики придавали пьесе актуальность и притягательность на протяжении нескольких эпох.

Резонёр Чацкий, восставший против укоренившихся устоев – фигура яркая, но противоречивая, как и трактовка его образа. Эту роль исполнил выпускник театрального института имени Бориса Щукина Сергей Покопцев, с этого сезона влившийся в коллектив астраханского ТЮЗа.

Существование в тексте, тем более стихотворном, написанном два века назад – задача непростая. Несмотря на блестящий язык произведения, некоторые исторические нюансы современные зрители воспринимают как архаику. Поэтому создатели концепции спектакля, режиссёр Наталья Ковалёва и художник-постановщик Татьяна Колесникова, стилизовали визуальный облик спектакля под близкие нам по времени образы.

Особенно точно этот приём сработал на персонажах т.н. Фамусовского общества, коими в спектакле являются практически все, кроме самого Чацкого. Костюмы, грим, пластика, манеры каждого героя подчёркивают его характер.

В представленном «Горе от ума» много гротеска и интересных актёрских работ. Роль антагониста Чацкого – его несостоявшегося тестя Фамусова, филигранно исполнил народный артист РФ Сергей Мартемьянов, игравший скорее заботливого отца и обаятельного гедониста, чем апологета устаревших общественных правил.

Его дочь Софья в исполнении молодой актрисы Дарьи Тальбониной заблудилась в собственных чувствах, вызывая восхищение и сочувствие одновременно.

Импульсивность и неразборчивость юной авантюристки лишает её шанса на союз с человеком одного с ней темперамента. Грустная правда жизни и невозможность любви сыграна убедительно и пронзительно.

Фамусовское общество получилось в спектакле особенно колоритным.

Светские бездельники вышли очаровательными благодаря сильным актёрским возможностям труппы ТЮЗа и тщательно проработанным образам.

Консерваторы и либералы одинаково бесполезны, деятельность протекает по единому сценарию, их главная цель – борьба со скукой.


Объявив Чацкого сумасшедшим, Софья теряет возможность избавиться от жизненного устоя, что достался ей по праву рождения.

Сам же протагонист, мучившийся от своего ума, покидая Москву, вряд ли найдёт достойное общество, где его кажущуюся парадоксальность воспримут с должным пониманием. «Карету мне, карету!» – всё зря, Александр Андреевич, спустя два века эта карета привезёт тебя в точку твоего отправления.

Ближайшие показы состоятся в ТЮЗе 1 и 7 ноября, не пропустите, это нужно видеть.
Екатерина Некрасова







