На грани катастрофы оказалось мировое сообщество 50 лет назад в октябре 1962 года

Третья мировая война с применением ядерного оружия была близка как никогда. Почему это произошло? Рассказывает участник Карибского кризиса, старшина команды радиоспециалистов «ОСНАЗ» на подводных лодках Краснознаменного Северного флота, журналист Юрий Степанович Соловьев.

Наша справка

Юрий Степанович Соловьев, 73 года. Коренной астраханец. Закончил 5-юшколу ВМФ (радиотехническая разведка), а до этого очное судостроительное отделение Астраханского рыбопромышленного техникума.

После полугодовой учебы в спецшколе ОСНАЗ служил на Краснознаменном Северном флоте (с июня 1959 года по декабрь 1962 года). Старшина 1 статьи. Прошел обучение в Центре боевой подготовки СФ. Участник 7 учебно-боевых автономных походов (14 месяцев морских) на дизель-электрических подводных лодках различного класса.

Дважды проходил экватор. За 51 месяц срочной службы трижды награжден знаком ВМФ «За дальний поход» и персональной фотографией у развернутого знамени воинской части. Специалист 1-го класса, отличник ВМФ. Офицер в отставке. Пенсионер. По профессии - журналист. Работал редактором газет «Комсомолец Каспия» (1975-81гг.), «Мелиоратор», «Налоговый консультант». Отец двух сыновей и дочери. Растут две внучки.

Вместо пролога

Многие эксперты, историки, специалисты по международному праву и межгосударственным отношениям, а также политики различных рангов, справедливо считают, что «холодная война» между странами победительницами германского фашизма и японского милитаризма – возникла после окончания Второй мировой войны. Особенно обострились отношения между СССР, США и Великобританией после 5 марта 1946 года. В этот день Уинстон Черчилль - глава консервативной оппозиции в парламенте - в присутствии Президента США Гарри Трумэна выступил в г. Фултон (штат Миссури США) с речью в которой содержался призыв к созданию военно-политического союза Великобритании и США, направленного против СССР и его союзников. Спустя три года Черчилль предложил Президенту США нанести ядерные удары по Москве, Ленинграду и другим крупным городам и военным базам нашей страны. Но Конгресс США и Президент сочли это предложение преждевременным. Подпевалой в агрессивной кампании против СССР выступил и тогдашний генеральный секретарь НАТО Поль Анри Спаак, юрист по образованию, лидер социалистической партии Бельгии, который считается отцом «Общего рынка» Европы, ратовал за расширение и перевооружение НАТО. Он отказался в качестве премьер-министра Бельгии подписать Конвенцию о коллективной безопасности в Европе накануне начала Второй мировой войны. Гитлер был в восторге от предательского шага «местечкового еврея и большого труса». В подтверждении этому факту расскажу один курьезный случай. В 1961 году перед закатом своей карьеры в НАТО Поль Спаак посетил с инспекционной проверкой большой противолодочный корабль США (БПК). Недаром в России говорят: «Бог шельму метит!». При взлете самолета морской авиации на палубу корабля упала небольшая бомба. Спаак от испуга дико заревел: «Мама!» сообщали газета «Фигаро» и «Би-би-си». По- французски, естественно. Чтобы успокоить «жирного дядьку в белом чесучовом костюме, с выпученными от страха глазами» командование БПК и окружение объяснили, что упавшая бомба-учебная и никакой угрозы не представляет. Спааку в ту пору было 63 года.

В связи с этим не могу не сказать и о Черчилле. Советую при возможности прочесть книгу известного историка, дипломата, академика Владимира Трухановского «Уинстон Черчилль. Политическая биография», 1968 г. На одном известном, но тщательно замаскированном факте из этого сочинения хочу остановиться особо. В конце 19-начале 20 века в Африке шла англо-бурская война. Черчилль, как корреспондент одной из английских газет, попадает в плен к бурам вместе с коллегой из другого издания. Буры-выходцы из Голландии, сражавшиеся за бесценные природные ископаемые в своей колонии не щадили противника. Англичане считали, что без проблем одолеют конкурентов. Но не тут то было. Буры сражались отчаянно и грамотно. Русский царь встал на сторону буров и направил к ним хорошо подготовленный отряд добровольцев. Буры безжалостно расстреливали пленных, как, впрочем, и англичане их. И вот чудо! Коллегу Черчилля расстреляли, а Уинстон без единой царапины вернулся домой.

Как удалось Черчиллю остаться в живых никто, кроме него не знал. Тайна, которая ушла с ним в могилу. В 6 книгах мемуаров Черчилля, за которые ему присудили Нобелевскую премию по литературе в 1963 году, об этом факте ни слова. Когда приближенные сообщили старцу (ему тогда шел девяностый год) о премии Черчилль по привычке, не оставляя сигары и, отхлебнув армянского коньяка, с издевкой спросил: «Надеюсь, меня наградили не за укрепление мира!». Вот такой загадочный субъект, который демократию сравнивал с проституцией. А еще кичился своим происхождением из семьи герцогов Мальборо.

Многие в нашей стране восхищаются этим деятелем, за миллион фунтов стерлингов покупают гражданство Англии, устраивают детей в престижные, на их взгляд, учебные заведения и не подозревают, что могли бы превратиться в пепел по воле этого хитрого и коварного мизантропа.

Война или мир?

Это был не праздный вопрос. Он волновал всех, кто в большей или меньшей степени был причастен к Карибскому кризису и, в целом, к защите Отечества.

Запуск первого спутника земли, полеты в космос Юрия Гагарина и Германа Титова вдохновили народы страны, а руководителю Никите Хрущеву придали чрезмерной смелости в оценке места и роли коммунизма и ненавистного ему империализма. Его знаменитая угроза: «Я вам покажу Кузькину мать» и барабанная дробь собственным ботинком по трибуне сессии Генеральной ассамблеи ООН до слез позабавили капиталистов, посчитавших чудачеством театрализованное дефиле старика, крепко разменявшего седьмой десяток.

Всего 17 лет прошло, как закончилась Великая Отечественная. Более 30 миллионов погибших только в СССР и почти столько же инвалидов, а уже оставшихся без кормильцев сирот никто толком и не посчитал. Разруха была невероятная, в основном люди жили бедно, без перспектив на будущее.

База подводных лодок г. Полярный, расположенного в 40 км севернее Мурманска, где начиналась моя служба на «подплаве» (так говорят моряки-подводники) после войны обзавелась новыми причалами в Екатерининской бухте, современными казармами для экипажей, жилыми домами для офицеров и сверхсрочников, просторной столовой, поликлиникой, но в стратегическом плане была весьма уязвима. Потому что в Полярном - ключевой базе Северного флота - новых лодок проекта 641 (по классификации НАТО «Фокстрот») насчитывалось немого. И они были, как и старые подводные лодки на дизель-электрическом ходу. Атомные лодки, размещенные в Западной Лице, неподалеку от Полярного, в спешке проходили ходовые испытания. Москва торопила. А реакторы, по словам академика Велихова, не выдерживали мощнейшего давления на глубине. Именно по этой причине произошла трагедия на атомоходе К-19, на котором часть экипажа погибла сразу, проявив подлинный героизм, другая умирала медленной смертью от лучевой болезни в госпиталях Москве.

А между тем, две новейшие атомные подводные лодки США, оснащённые мощными ракетами «Поларис» с ядерными зарядами, постоянно нарушали территориальные воды Баренцева моря. На каждой АПЛ стояло 16 ракет. Американцы хвалились, что двух ракет «Поларис» достаточно, чтобы уничтожить Москву в пределах территории того времени. А Хрущев хвастался, что наш ударный Северный флот разнесет в пух и прах американцев, если начнётся война.

Послушное Политбюро ЦК партии позволяло новоявленному самодержцу все, что он задумал. Видимо, министр обороны Малиновский переживал о том, как бы от него не ускользнула его всесоюзная персональная пенсия для высокопоставленных бонз (400-600 рублей). В отличие от Жукова, Родион Яковлевич, хотя и носил звание маршала и в годы войны показал себя неплохо, безропотно слушал Хрущева. Подобным образом вел себя и «мистер «Нет», так на Западе прозвали Андрея Громыко – министра иностранных дел.

Никто из Политбюро даже не пытался обсудить предложение Хрущева об установке на Кубе ракет Р-12 с ядерными зарядами. 4 ракеты американцы сфотографировали с помощью самолета – шпиона. К берегам Кубы направлялись наши транспорты, груженные зерном, а внизу трюмов лежали ракеты Р-14 с 68 ядерными боеголовками. Вся эта трагикомедия разыгрывалась по просьбе Фиделя Кастро. Команданте острова Свободы жаловался Хрущеву на усиленное вооружение американской базы Гуантанамо, оставшейся после свержения диктатора Батисты на территории Кубы, наглую высадку вооруженных наемников на Плайя-Хирон, бесконечные полеты самолетов – шпионов и, главное, на попытки отравить его какими-то сильнодействующими ядами.

Кто-то мудро сказал: «Если революция не может защищаться, она обречена на поражение».

- Русские ракеты в течение 20 минут долетят до Вашингтона и навсегда отобьют охоту у американцев угрожать другим народам, - вещал «непогрешимый» «стратег» Хрущев.

А то, что у американцев и их союзников вокруг СССР было более 100 военных баз и мощных подводных лодок с ядерным оружием, никто из руководителей всерьёз не воспринимал, также как и установку 35 ядерных ракет на территории Турции. Чтобы преградить движение транспортных судов СССР, идущих на Кубу, 24 октября 1962 года американцы окружили остров Свободы полукольцом из гражданских и военных кораблей протяженностью в 500 миль. В советской прессе такой выпад классифицировали «блокадой», а американцы, заглянув в правовой международный кодекс, обыграли ситуацию как «карантин».

Кто виноват, и что делать?

События вокруг Кубы не на шутку взволновали подводников. «Годки», которым оставались считанные дни до увольнения в запас, в большинстве своем были недовольны отменой приказа министра обороны Р. Малиновского от 6 сентября 1962 года «Об увольнении в запас военнослужащих, отслуживших положенный срок».

- Неужели четвертую зиму придется коротать в этом мрачном и холодном крае, - сетовали одни. Других удивляла, если не сказать возмущала политика руководства страны.

- Наши отцы и братья погибли на полях Великой Отечественной за то, чтобы нам жилось лучше и детям нашим. А здесь у «черта на куличиках» ссора, а мы, бежим как угорелые, разнимать дерущихся. Фидель Кастро из богатых помещиков происходит. Захотел повластвовать, а кишка тонка…

На нашей лодке Б – 116 проекта 641 из 77 членов экипажа, 42 человек потеряли отцов в Отечественную, а у двух уроженцев Белоруссии и Украины родителей расстреляли гитлеровцы. Воспитывались в детдомах. Что характерно, командование нашей и других лодок слушали, но не вмешивались в разговоры моряков, пообещав недолгое автономное плавание, согласно с заданием, с которым ознакомят в начале похода. Хорошо, что не было дежурных речевок и фраз типа: «Интернациональный долг», «Родина – в опасности», «приказы не обсуждаются».

Ночью 5 октября мы вышли в Баренцево море. Началась операция под кодовым названием «Анадырь», с участием нескольких десятков военных и гражданских кораблей, подлодок; ракетчиков. Штормило, но не сильно. В своих территориальных водах начали «бить» зарядку аккумуляторных батарей в надводном положении. Не только я, но и другие обратили внимание на пустующие места причальных стенок.

- Значит, другие подлодки ушли раньше, - подумал я.

А ведь лет 10 назад в телепередаче Первого канала «Как это было?» ведущий-актер Олег Шкловский и приглашённые утверждали, что только 4 наших подлодки участвовали в акватории Карибского кризиса. И гневно сетовали, как американские эсминцы заставляли всплывать наши подлодки, засыпая их глубинными бомбами.

Всплыть, значит сдаться, вывесить флаг страны и назвать себя. Это позор. За такие поступки по головке не погладят: экипаж расформируют, заведут уголовные дела. Надо сказать, что перед каждым походом на лодках закрашиваются бортовые номера. Это осталось еще со времен войны. Но в то время такой ход был оправдан, а после… Если лодка всплывет без бортовых номеров противник ее может уничтожить без предупреждения. К счастью, за многие месяцы автономных плаваний наши экипажи эта кара обошла стороной.

Примерно через 8 дней наша лодка заняла позицию вблизи так называемого «третьего барьера НАТО» - Исландия-Фарерские острова. Особое внимание мы уделили авиабазе США в Кефлавике (Исландия).

Активность береговых служб, авиации, особенно патрульной, военных кораблей Дании и Англии говорила о том, что США не намерена отступать от своей позиции, требуя от СССР незамедлительного демонтажа и вывода ракет с ядерными зарядами под контролем специалистов спецслужб. Неоднократно переговоры 68-летнего Хрущева с 45-летним Президентом США Д. Кеннеди то откладывались, то не давали позитивных результатов. Время шло, погода портилась, океан как будто говорил обеим сторонам: «Образумьтесь, и придите к соглашению!». Наконец, в конце октября в Вене руководители СССР и США – Хрущев и Кеннеди пошли на взаимные уступки и подписали соглашение, по которому мы демонтируем свои ракеты с Кубы, а США снимут блокаду и не будут силовым путем свергать правительство Кастро. Хрущев напомнил о демонтаже ракет в Турции, на что Кеннеди ответил: «Это воля турецкого народа и мы не вправе ее изменить».

Процедура демонтажа наших ракет с Кубы (Кастро этот факт воспринял болезненно) продолжалась почти весь ноябрь, снятие блокады осуществлялось под контролем патрульной авиации и самолетов-шпионов США, а также наших спецслужб.

По сведениям американской печати 15 транспортов и 2 танкера для их заправки направились в Кубинский порт для оказания…гуманитарной помощи. По оценкам зарубежной печати коллективный поход на Кубу обошелся нашей казне в 100 миллионов долларов.

Считаю эту цифру весьма заниженной. Но даже на эти деньги в то время можно было построить10 тысяч благоустроенных квартир, 100 школ и 500 детских садов.

Наконец-то мы вернулись на базу, побывав в автономке 1 месяц. Но нас еще 3 недели не увольняли в запас, хотя все отчеты были приняты и одобрены командованием эскадры в полном объеме.

Закончить свои заметки о Карибском кризисе, который, к сожалению, не вошел в Федеральный закон «О ветеранах» хочу словами русской императрицы Елизаветы I - дочери Петра Великого. «Всякое добро происходит от просвещенности ума». Это она сказала вскоре после решения об открытии Московского университета. Ее современники поговаривали, что она была ветреной, любила дорогие наряды и украшения, обожала подхалимаж…

А поди же слова какие выдумала! - неотразимый удар завистникам, самодержцам и волюнтаристам всех мастей.

Юрий Соловьев

Фотографии из архива автора

Юрий Соловьев на конкурсе «Лучший радиоспециалист Северного флота». Удостоен диплома 1 степени среди 50 участников, 1961 г.

Дизель-электрическая подлодка США на учениях «Удар меча»

Отдых после вахты: Старшины: Н. Яглов (Краснодарский край), Ю. Соловьев (Астрахань), П. Неупокоев (Омск) Атлантический океан, 1961 г.

Карибский кризис. Группа ОСНАЗ перед автономным плаванием. Слева - старший группы Ю. Соловьев

Памятник героям-подводникам Северного флота в центре военного г. Полярного. 29 подводных лодок погибли в годы ВОВ. У постамента Ю. Соловьев

Кольский залив. Екатерининская гавань, где базировались подлодки