Каспий 2023: заседание Совета ректоров вузов Юга России

Цифровые технологии в образовании и подготовка кадров в соответствии с требованием времени и потребностями регионов. Эти вопросы, в частности, обсуждались на заседании Совета ректоров вузов Юга России, которое состоялось в рамках III Международного научного форума «Каспий 2023: пути устойчивого развития». В нем приняли участие более ста представителей научно-образовательных организаций и бизнес-партнеров. Как в очном формате, так и в режиме видеосвязи.

Заседание провела председатель данного Совета, член-корреспондент академии образования и президент ЮФУ Марина Боровская. Открывая мероприятие, она подчеркнула, что данное академическое сообщество является мощной площадкой в поддержку Форума. В свою очередь, решения, которые принимаются на «Каспии», являются вектором дальнейшей работы вузов.

«Та трансформация, которая заявлена, и первые итоги которой мы хотим получить к 2024 году, требует от нас активности. 25 федеральных проектов по цифровой трансформации вводятся сегодня в действие. Они частично касаются системы подготовки кадров и ложатся на плечи научно-образовательного сообщества, потому что в первую очередь мы должны подготовить своих педагогов и научных работников. Во вторую очередь, мы должны это транслировать сообществу через программы дополнительного профессионального образования. Поэтому на вузы в этом смысле ложится очень большая и серьезная ответственность», - сказала Марина Боровская.

IMG_5720(1).jpg

С приветственным словом в режиме видеосвязи обратилась заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова. В своем выступлении она обратила внимание на необходимость взаимодействия региональных властей с вузами и работодателями.

«Три участника процесса: регион, вуз, работодатель, – это ключевые, фундаментальные основы, на которых формируются нужные образовательные программы. Астраханская область является примером, где эта связка работает», - считает Ольга Петрова.

Участники заседания отмечали, что политика университетов не определяется и не заканчивается только тем контингентом студентов и педагогов, которые находятся в вузах. В Южном Федеральном округе более четырех миллионов молодых людей. И лишь 9 % из них обучаются в высшей школе. Следует обращать внимание и на остальную молодежь. Это одна из задач региональных властей. Поэтому важно понимать, как регионы видят образовательные организации в стратегии своего развития. И какое взаимодействие профильные министерства регионального уровня выстраивают со всеми участниками образовательного процесса.

В Астраханской области, по словам регионального министра образования и науки Егора Угарова, на систему среднего профессионального образования выделяется немалые бюджетные средства. Готовится более 12 тысяч кадров ежегодно. Плюс – вузы. Но в итоге без проблем не обходится. Работодатели жалуются либо на некачественных специалистов, либо на их нехватку. И это глава министерства назвал новым вызовом сегодняшнего времени.

«Кадры, которые готовят вузы и сузы, должны удовлетворять потребности работодателя. А у работодателя должны быть понятные требования к выпускникам наших образовательных организаций», - сказал Егор Угаров.

Тему качества подготовки кадров продолжил ректор Астраханского государственного университета Константин Маркелов, подчеркнувший важность в данном вопросе межвузовского взаимодействия. Как межрегионального, так и международного.

«Мы выходим на единые стандарты. И эти стандарты должны быть согласованы с лучшими практиками, образовательными и научно-исследовательскими проектами», - уверен Константин Маркелов.

IMG_5858.jpg

Генеральный директор АНКО «Национальное агентство развития квалификации» отметил необходимость проведения профессиональной квалификации на международном уровне, которая позволит соотнести профессиональные стандарты разных государств. Это сможет стать одним из регуляторов рынка труда и системы образования стран.

Данный вопрос, заметила Марина Боровская, продвигается сложно. Лучший опыт в России в оценке квалификации имеют вузы, подведомственные министерству здравоохранения. Там это работает потому, главным образом, что отраслевые вузы и отраслевые организации находятся в одном ведомстве. А в других сферах разные сегменты и работодатели. Поэтому тема с квалификациями складывается трудно. Однако обсуждать ее нужно. И привлекать к этому отраслевых партнеров. Например, профессиональные сообщества.

С нехваткой кадров, говорилось на заседании, сталкиваются многие сферы промышленности. Например, аграрный сектор, фармакология, строительство. Но в этой связи стоит заострять внимание не только на проблемах подготовки, но и на возможностях, которые появятся у молодых людей, приходящих на работу в компании. Также во время мероприятия представители вузов поделились опытом применения умных технологий в образовательный процесс.