Интерес к Каспийскому региону со стороны мировых центров силы не угасает. Этот интерес определяется одновременно несколькими факторами. Прикаспийский регион является промежуточным между двумя традиционными очагами нестабильности: Кавказом и Средней Азией, перспективным районом с точки зрения добычи углеводородов, а главное – важнейшим узлом их транспортировки в направлении Европы.

В условиях непрекращающегося экономического кризиса Запад ищет любые способы удешевления энергоносителей и диверсификации их поставок. Важную часть стараний Запада в этом направлении составляют попытки создания условий для возникновения выгодной для себя экономической конъюнктуры через достижение определённых геополитических целей, позволяющих реализовать проекты альтернативных путей прокладки трубопроводов в обход России.

Чего хочет Запад на Каспии?

Первым делом Евросоюз объявил о скором начале переговоров с Азербайджаном и Туркменией по вопросу о строительстве Транскаспийского газопровода, который представляется существенной частью проекта Nabucco, призванного проложить путь транспортировки топлива в обход России, ограничивающего зависимость Европы от российских энергоносителей. Транскаспийский газопровод предполагается проложить по маршруту: Тенгиз (Казахстан) — Туркменбаши (Туркмения) — Баку (Азербайджан) — Тбилиси (Грузия) — Эрзурум (Турция). В качестве дополнительных источников питания нового трубопровода не исключается задействование в проекте и стран Ближнего Востока.

Следующим шагом европейских политиков стал визит федерального президента Австрии Хайнца Фишера в Азербайджан и Туркмению. По итогам этого визита туркменский президент Бердымухамедов заявил, что его страна и Евросоюз начали подготовку документальной базы для начала поставок туркменского газа в Европу.

В пользу того, что европейским политикам удалось хорошо обработать своих туркменских и азербайджанских коллег, говорит и тот факт, что Туркмения и Азербайджан не подписали договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, попросив отложить решение этого вопроса до конца года. Видимо, именно к концу года эти страны окончательно определятся, с кем им выгоднее сотрудничать и чьи предложения окажутся более щедрыми.

Запад старается всеми силами придать обводным проектам как можно больше значимости, не стесняясь делать провокационные предложения нашим ближайшим союзникам, пытаясь вторгаться в зону нашего исключительного или потенциально исключительного влияния. Весьма красноречивым фактом является октябрьское приглашение к присоединению к проекту Транскаспийского газопровода Казахстана, активно участвующего в интеграционных процессах на территории бывшего СССР. Это предложение тем более провокационно, что оно было сделано накануне подписания соглашений о создании Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.

Однако 21 ноября стало известно, что Казахстан не примет участия в проекте Транскаспийского газопровода до тех пор, пока не будет решён правовой статус Каспийского моря, то есть до тех пор, пока не станет ясно, чем же с юридической точки зрения является Каспий: морем или озером. Таким образом, Казахстан полностью синхронизировал свою позицию по Каспию с позицией России. Этот шаг в очередной раз подтверждает союзнический характер политики Казахстана и России, демонстрируя укрепление их политического единства. Западу придётся считаться с этим всё чаще.

ЕС: статус Каспия не мешает строительству газопровода

Напомним, что проблема правового статуса Каспийского моря возникла с распадом СССР, и крушением режима использования водоёма, установленного советско-иранскими договорами 1921 и 1940 годов, подписанными в условиях существования в регионе лишь двух государств: СССР и Ирана. Теперь государств уже пять, у каждого из них появились собственные национальные интересы.

При этом очевидно, что ЕС не будет ни с кем ничего согласовывать, а продолжит действовать. Официальный представитель еврокомиссара по энергетике Хольцнер: «Мы хотим импортировать газ из Азербайджана и Туркмении напрямую, поэтому нам нужен этот газопровод. Касаться вопроса о разделе акватории Каспия мы не будем, и в договоре об этом не будет ничего сказано. Трубопровод будет проложен по территории Азербайджана и Туркмении, и статус Каспия тут не причём, никто не имеет права останавливать его строительство».

Что дальше?

Учитывая большое желание европейцев получить в своё распоряжение трубопровод, по которому к ним напрямую будет течь нероссийский газ, вероятность начала решительных действий по ускорению строительства Транскаспийского газопровода весьма высока. В этом случае рост военного напряжения в регионе станет неизбежным. В назревающий конфликт, безусловно, вмешаются США, которые, в случае начала операции против Ирана, получат дополнительное преимущество в виде возможности использования региона в качестве плацдарма для начала новой агрессии. Кроме этого, в случае своего похода на Каспий, штаты смогут перенести часть своей военной инфраструктуры из Афганистана в Туркмению.

Если завтра война…

то нам будет, что противопоставить врагу. До 2020 года Каспийской флотилии будет придано до 16 новых кораблей. Помимо этого, из состава оперативно-стратегического командования «Юг» каспийцам будет передано несколько авиационных частей. В ближайшее время арсенал Каспийской флотилии пополнится береговыми ракетными комплексами «Бастион», способными уничтожать корабли противника крылатыми ракетами «Яхонт», бьющими на целых 300 км. К началу 2012 года флотилия получит первый ракетно-артиллерийский корабль типа «Буян-М» – «Град Свияжск», а также три суперсовременных десантных корабля. Флагман Каспийской флотилии – сторожевой корабль «Татарстан» несёт на своём борту ударный комплекс «Уран» способный уничтожить любой объект противника на дальности до 130 км.

Павел Помыткин,

"Военное обозрение"