Завершился осенний призыв в Вооруженные Силы страны. Последние команды будущих защитников отечества отправились в воинские части и подразделения. Одну из команд на днях торжественно встречали в Каспийской военной флотилии, где предстоит служить молодым ребятам. Теперь Каспийское море станет им родным!
Каспийское море – это огромный внутренний водоём, на берегах которого соседствуют в мире и дружбе несколько государств: Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Россия. Но народная мудрость гласит: хочешь сохранить мир, готовься к войне. Эту истину никогда нельзя забывать. Наша страна, испытавшая на себе, какие тяготы несут войны, как никакая другая должна помнить это.
Как известно, Россия держит на Каспии свою военную флотилию из числа группы средних и малых судов, вооруженных современным оружием. Совсем недавно Каспийская флотилия отметила двести восемьдесят девятую годовщину со дня образования. В далёком 1722 году Петр Первый своим указом обязал губернатора Волынского строить в Астрахани военный порт и судостроительную верфь и учредить адмиралтейство. Вот с тех пор и началась история российского морского флота на Каспии.
В последние годы Каспийская флотилия значительно окрепла. Она усилилась новыми кораблями. Сейчас здесь несут службу по охране российских водных рубежей ракетные, артиллерийские, десантные, базовые и рейдовые тральщики. А в ближайшее время флотилия коренным образом изменит свой облик. В её состав вольются новые, самые современные суда, которые уже строятся на Зеленодольском заводе имени Горького. Это малые ракетные катера «Углич» и «Град Свияжск». Они будут оснащены новейшим универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК». А на судоверфи ОАО «Алмаз» строится третий малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Махачкала», головной корабль которого «Астрахань» показал на всех прошедших стрельбах и учениях отличные технические и тактические характеристики. А совсем недавно в состав флотилии включили два новых корабля. К сожалению, с одним из них, ракетным кораблём «Дагестан», произошло ЧП. Он серьёзно напоролся на бетонный причал во время шторма, находясь в Новороссийске. Это случилось 18 ноября 2011 года. В результате этого чрезвычайного происшествия корпус невидимого для радаров судна серьёзно пострадал.
Как это ни печально, в столкновении с причальной стенкой виновата команда корабля, не имевшая достаточно навыков управления судном в штормовых условиях Чёрного моря.
В связи с задержкой «Дагестана» формирование мощной ударной ракетной группировки Военно-морского флота страны в Каспийском море отодвинулась на некоторое время. А в городе Каспийске его ждёт флагман флотилии «Татарстан». В одиночку этот корабль боевых задач не выполнит.
Что же представляет из себя «Дагестан»? По военной классификации – это сторожевой корабль. Второй из серии кораблей проекта 11661 К. Заложен он был ещё в 1994 году на верфи Зеленодольска в Татарстане. Получается, что строили его более десяти лет. По первоначальному замыслу корабль планировали продать в Индию. Но Индия отказалась от закупки, и он был поставлен в сухой док на достройку. Достройка затянулась. И лишь в 2000 году им заинтересовался Военно-морской флот России. По качеству и количеству вооружения «Дагестан» превосходит «Татарстан» - корабль этой же серии, построенный ранее. «Дагестан», как корабль - сторожевик, предназначен для поиска, обнаружения и уничтожения воздушных, надводных и подводных целей. На вооружении он имеет ударные морские комплексы: два торпедных аппарата, реактивную бомбомётную установку, зенитно-ракетную установку типа «Оса-ма» и артиллерийские пушки.
Корпус корабля построен по так называемой невидимой технологии. На палубе «Дагестана» могут базироваться два вертолёта.
Наше государство уделяет большое внимание оснащению Каспийской флотилии новейшими судами, способными вести боевые действия в самых разных условиях.
Люди старшего поколения помнят, как в советское время был построен настоящий чудо-корабль, который обладал уникальными возможностями. Испытание чудо-корабля проходило на Каспии и, скорее всего, он предназначался для Каспийской военной флотилии. На западе этот корабль прозвали «каспийским монстром». И было за что. Многотонный экраноплан проносился над водной поверхностью со скоростью 500 километров в час.
Испытания «каспийского монстра» началось в 1967 году. Он имел длину более 120 метров. В его трюмах и на палубе можно было разместить 800-900 солдат в полном боевом снаряжении. Крылья экспериментального экземпляра составляли подъёмную силу, чтобы подняться на высоту до 90 метров.
Как это ни печально, серийный выпуск этих чудесных кораблей так и не начался. Доработка «до кондиции», затянувшаяся на длительное время, так и не закончилась.
Как-то странно получается. Оснащая новой техникой и вооружением Каспийскую флотилию, Министерство обороны почему-то сокращает её численный состав. В 2009 году, например, была расформирована 77 отдельная бригада морской пехоты, которая базировалась в Астрахани и Каспийске. Теперь, по сообщению военной прессы, в соответствии с новыми штатами, в состав флотилии входят два отдельных батальона морской пехоты. Министерство считает, что это расформирование не ведёт к снижению выполнения оперативно-тактических задач. По данным министерства, для осуществления, в случае необходимости, высадки на побережье Каспийского моря достаточно двух отдельных батальонов морской пехоты постоянной готовности, укомплектованных контрактниками. Ничего не скажешь, смелое решение. Но мы помним, что случилось с нашей армией в Чечне, когда также вот заявляли в Министерстве обороны, что двумя батальонами десантников усмирят непокорный народ.
До последнего времени морская пехота составляла более половины численности Каспийской военной флотилии. Она была создана в 2000 году, когда шла антитеррористическая операция на Северном Кавказе, для выполнения боевых задач в Чеченской республике. Сейчас на Северном Кавказе действуют стрелковые соединения, поэтому, по заявлению минобороны, морпехам, мол, там делать нечего. Может быть, в горах и степях Северного Кавказа морским пехотинцам действительно делать нечего. Но у морпехов немало задач в море и на побережье. Особенно сейчас, когда в мире так неспокойно, в том числе и в районе Каспийского моря. Поэтому стоит ли сокращать морских пехотинцев, когда самое время подумать об увеличении их численности?
Борис Касаткин,
"Факт и компромат" № 1, 13.01.12.