В акватории ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» состоялся торжественный спуск на воду из плавучего дока ПД-455 малого артиллерийского корабля «Махачкала». Это третий МАК проекта 21630 (тип «Буян»), который отправится из Петербурга в Астрахань.

Регион изменился

В последние годы статус Каспийской флотилии резко возрос. Раньше она, по мнению многих экспертов, фактически являлась «довеском» к основным флотам – Балтийскому, Черноморскому, Северному и Тихоокеанскому. Но сегодня ее значение в сфере обеспечения национальных интересов нашей страны резко возросло.

Это связано в первую очередь с необходимостью для России охранять ценные ресурсы самого большого бессточного озера в мире. Каспий имеет множество месторождений полезных ископаемых. На его побережье и шельфе, помимо нефти и газа, добываются соль, известняк, камень, песок, глина. Кроме того, ведется в промышленных масштабах рыболовство (лещ, сазан, судак, другая рыба и, разумеется, осетровые – более 90 процентов мирового вылова). Отсюда поступает на стол богачам-гурманам всего белого света сверхдорогая икра (легально и нелегально). Вдобавок здесь занимаются промыслом тюленя.

Во-вторых, это важная судоходная артерия с выходом в Черное море – через Волгу и Дон и дальше в Мировой океан.

В-третьих, изменилась политическая география региона. Если раньше воды Каспия омывали берега только двух государств – Советского Союза и Ирана, то после развала СССР возникли новые суверенные республики – Казахстан, Туркмения и Азербайджан. В результате гигантское озеро стало предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом шельфа, минеральных и биоресурсов. В течение длительного времени шли переговоры о статусе Каспийского моря – Баку, Астана и Ашхабад настаивали на разделе по срединной линии, Иран – по одной пятой части между всеми прикаспийскими странами. Эксперты считают, что Каспий – единственная морская акватория, где нет формальных границ и в любое время может произойти вооруженный конфликт, так как высока вероятность применения военной силы Туркменией или Азербайджаном, а поведение Ирана считается малопредсказуемым.

Все обозначенные выше факторы и потребовали укрепления российских рубежей на Каспийском море, а также усиления оперативного объединения ВМФ РФ в данном регионе. Вот почему за последние годы Каспийская флотилия существенно пополнилась новыми кораблями, катерами, другими системами вооружений.

Поступает пополнение

Планируется к 2018 году довести количество современных образцов ВВТ в объединении до 90 процентов. До недавних пор самой новой боевой единицей флотилии являлся ее флагман – вступивший в строй в 2003-м сторожевой корабль проекта 11661 «Татарстан». В начале 2012-го к нему присоединился «Дагестан» – второй сторожевик этого же проекта с усиленным ракетным вооружением. Оба корабля – «детища» Зеленодольского ПКБ, их строительство осуществлялось на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького». Недавно береговые части флотилии пополнились новейшим ракетным комплексом «Бал» производства ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

27 августа 2010 года заложен предназначенный для моряков-каспийцев малый ракетный корабль проекта 21631 «Град Свияжск», а 22 июля 2011-го – «Углич», первый серийный МРК данного проекта.

При создании этих МРК в Зеленодольском ПКБ использовали конструкторские решения, положенные в основу разработки другого корабля, которому заранее уготовили службу на Каспии, – МАК проекта 21630 «Буян». В настоящее время «Астрахань» (заводской номер 701), головной корабль этого проекта, находится в составе флотилии. «Волгодонск» (заводской номер 702), первый серийный или второй по счету МАК того же проекта, в июле 2011 года принял участие в Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Сейчас он уже передан ВМФ и дожидается своего перехода к месту постоянного базирования у стенки завода – ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз». Помимо «Махачкалы» (заводской номер 703) в планах ВМФ получить еще несколько кораблей типа «Буян». Работы по ним находятся на разных стадиях.

Работа идет

«Астрахань» спустили на воду в октябре 2005-го, 1 сентября 2006 года на корабле был поднят флаг ВМФ РФ. Затем по внутренним водным путям МАК совершил переход до Каспийского моря, где вошел в состав соединения кораблей охраны водного района с базированием на город, имя которого он носит.

По заявлению бывшего (до ноября 2005-го) командующего Каспийской флотилией вице-адмирала Юрия Старцева, стоимость головного корабля – 372 миллиона рублей, а серийные корабли могут обойтись заказчику (ВМФ России) не дороже 250 миллионов.

25 февраля 2005 года на «Алмазе» был заложен первый серийный МАК этого проекта. Сначала его назвали «Каспийск» (заводской номер 702), а потом переименовали в «Волгодонск». 20 декабря 2011-го успешно завершились государственные испытания корабля. До прекращения навигации по внутренним водным путям перевести его на Каспий не успевали, и по решению главкома ВМФ очередной МАК зимовал в главной базе Балтийского флота – Балтийске. Весной «Волгодонск» совершил переход в Санкт-Петербург и 2 мая был поставлен в ПД-455 в акватории «Алмаза», где ведутся косметический ремонт, проверка механизмов и подготовка к буксировке. По окончании работ МАК уйдет на Каспийское море для несения боевой службы.

Третий корабль – «Махачкала» – был заложен 24 марта 2006 года и, как уже говорилось выше, 27 апреля его спустили на воду, но без главного калибра – 100-миллиметровой пушки А-190. Завод «Арсенал» вновь, как и при строительстве «Волгодонска», задерживает поставку артустановки, что вынуждает начать испытания без орудия. Вот почему срок передачи корабля флоту может значительно сдвинуться.

Тем не менее руководство судостроительного предприятия настроено оптимистично. На «Алмазе» режут металл, варят закладную секцию для заводского заказа № 504, поговаривают и о начале работ по заказу № 505. На церемонии спуска «Махачкалы» генеральный директор ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» Леонид Грабовец сказал: «Я очень рад, что мы сегодня спускаем «Махачкалу». В этом году нам предстоит сдать шесть кораблей, еще будут заложены новые заказы».

Сейчас у достроечных стенок завода находится целая «флотилия» будущих боевых единиц. Это два МАК типа «Буян» – «Волгодонск» (в доке) и «Махачкала», два пограничных сторожевых корабля проекта 22460 разработки Северного ПКБ и два пограничных катера типа «Соболь» проекта 12200.

Александр Карпенко,

vpk-news.ru