Региональная власть неустанно повторяет в рамках мероприятий регионального и федерального значения, что Астрахань – каспийская столица России. Не больше и не меньше – таков якобы её статус. Столицей называться, конечно, приятно. Астрахань воспринимается на слух уже не просто каким-нибудь одним из многочисленных населённых пунктов России, а что-то большее. И даже если все города России назовут себя столицами относительно своего географического положения или исторической принадлежности к каким-то событиям, в любом случае это не умалит значимости, присваиваемой себе астраханцами.
На этой неделе у Астрахани вновь появился повод называть себя каспийской столицей. Именно у нас, а не где-то ещё, решили провести свою встречу три президента – России, Азербайджана и Армении. Появился повод порадоваться. Но давайте взглянем на ситуацию с другой стороны. Что даёт статус столицы простым астраханцам?
В самой что ни на есть настоящей столице - Москве, зарплата у людей гораздо выше, чем у жителей близлежащих областей, не говоря уже об отдаленных регионах. Москвичи обеспечены специальными льготами, права на которые жители других городов не имеют. Безусловно, это благодаря концентрации денежных потоков - неотъемлемого признака столичности.
Неужели астраханцы стали жить лучше, по-столичному? Нет. Всё сводится лишь к стандартной показухе, которая имеет место быть при проведении мероприятий, подобных этой встречи президентов. Побелили тротуары там, где проезжают высокие гости. Убрали мусор. Поставили на каждом углу по милиционеру (злые языки окрестили данное явление мусоропроводом). Как следует озаботились внешней стороной дела, совершенно забыв о внутренней.
Тут вспоминается услышанная недавно история о том, как однажды с официальным визитом Астраханскую область посетило руководство одной крупной компании. И, как водится, её местное представительство на несколько дней ударилось в показуху. Всё время, пока руководство было здесь, у них кругом была красота. Чисто, аккуратно - загляденье. И всё бы ничего, всё бы прошло так, как обычно, если бы не фраза руководителя, сказанная по завершении визита и поставившая всё на свои места: «Лучше бы вы работали...». Суть фразы в том, что на время, которое было затрачено на показуху, вся работа компании встала. Вместо выполнения своих прямых обязанностей, люди занимались уборкой и прочими делами, которыми должны были заниматься другие. А их собственную работу, естественно, никто не выполнял.
Но то частная структура, в которой руководство напрямую заинтересовано в эффективности работы на местах и извлечении прибыли. И тут вполне естественно, что красивая картинка интересовала высоких гостей меньше всего. Ведь какая разница, какого цвета в астраханском представительстве этой компании, к примеру, полочка в кабинете? Что с этого руководителю компании? А вот если производительность труда упадет, если уменьшится прибыль - это совсем другой разговор.
Государство – структура не частная. Чиновник всё равно возьмёт от жизни всё, и для этого работать ему совершенно необязательно. То есть, работать, конечно, нужно, но по большому счёту в направлении собственного благополучия, а потом чуть-чуть на государство. Отсюда и вечное стремление к показухе.
С другой стороны, играет роль и тот факт, что если показуха есть, значит она кому-то нужна. Ведь на неё с неприкрытым, а может быть и наигранным, но удовольствием смотрят первые государственные лица и не возражают. Они прекрасно понимают, люди, выполняя работу дворников, получают гораздо более высокую зарплату за это. Но не понимают они другого - если дворникам дать хотя бы половину от той зарплаты, чистота была бы всё время, а не только во время их визитов.
Побелка с бордюров смоется осенними дождями, а столичность останется на страницах газет и в архивах местных телевизионных новостей.
Можно отметить и положительные моменты в проведении подобных мероприятий. Они – лишний повод «засветиться», в том числе, и на мировой арене, а, при грамотном подходе и удачном стечении обстоятельств, это, в свою очередь, может помочь привлечь дополнительные финансовые средства в регион. То есть, помочь в решении внутренних проблем региона за счёт внешней политики. Очень может быть, что такое решение – чуть ли не единственный выход. Всё-таки, играет свою роль не совсем удачное расположение нашего региона, позволяющее привлекать лишь представителей нефтегазовой отрасли. А именно, играет роль тот факт, что наша область чисто географически находится в стороне от других регионов. Если в центральном регионе между областными центрами расстояние составляет 150-200 километров, то есть около двух часов на автомобиле, то от нашей области до того же Волгограда расстояние в два раза больше. Это не может не сказаться на конкурентоспособности астраханской продукции на рынке даже не общероссийском, а хотя бы соседних регионов. При желании, конечно, можно и на гораздо большие расстояния продукцию экспортировать, ведь у нас же продаются молочные продукты из Краснодара или конфеты из Волгограда. Но это уже на определённом этапе развития производства, которого ещё нужно достичь. А это сложно, учитывая, что старту мешают такие вот факторы.
Фактор невыгодного географического положения может помешать и статусу столицы. Нам на руку играет лишь то, что у основного конкурента на звание каспийской столицы России – Махачкалы, имеются большие проблемы со спокойной обстановкой. Хотя её эхо этим летом коснулось уже и нас (нападения на сотрудников милиции ваххабитами). Но всё равно у нас спокойнее. Дагестан – не самое лучшее место для проведения встреч глав государств. А вот если бы обстановка там была мирная, то разговоров об Астрахани, как о Каспийской столице, не было бы.
Вадим Окороков,
"Факт и компромат" № 34, 29.10.10.