Зачем нам предложенный Лавровым Каспийский Совет и именно в Астрахани?
Ещё недавно в Астрахани массово носились с идеями международного сотрудничества. Встречи, круглые столы, центр международной журналистики, международные студенческие центры прикаспийских университетов, объединяющие студентов… На набережной Волги рядом с памятником Петру Великому даже построили здание ассамблеи прикаспийских государств. Красивое такое здание получилось в виде лайнера – во всяком случае, авторы планировали его именно таковым. В итоге ассамблея уплыла в море Истории, а здание прямо на берегу реки превратилось в жилой дом.
После этого строительства об идее центра в Астрахани, который бы объединил представителей всех пяти прибрежных стран, не задумывались. А потом случился саммит прикаспийских государств, когда город в экстренном порядке делали красивым и нарядным. До сих пор вспоминаю бедолаг-оформителей, которые аккурат к саммиту должны были в городе нарисовать пять больших граффити в честь каждой из стран-участниц. Проблема заключалась в том, что для некоторых стран невозможно было изображать людей и животных, пришлось рисовать на религиозные мотивы. Астраханцы не поняли вообще к чему вдруг такое творчество, а само творчество со временем смыло дождями, кроме одной картины, изображающей первого азербайджанского космонавта. Она расположена на улице Богдана Хмельницкого на доме у спуска со Старого моста. Какие-то хулиганы краской живо переделали белки глаз космонавта красным цветом и картина получилась залихватской.
После этого прикаспийские проблемы обсуждались в разных форматах вне Астрахани и никого это особо не волновало. В самой же Астрахани волне себе регулярно происходят официальные и не официальные встречи между представителями всех стран Каспия: в городе расположены консульства Казахстана и Туркменистана, а также генконсульство Ирана, торговые представительства. Кроме того, есть целое агентство международных связей Астраханской области. Достаточно ли этого? Конечно же, нет! Поэтому в Астрахани есть представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации.
При этом в Москве действуют посольства всех стран прикаспия, а в каждой из стран – посольства Российской Федерации. И вот на фоне всего этого дипломатического многообразия и великолепия в Астрахани должен быть создан ещё и Совет всех причастных стран. Сергей Лавров, который впервые озвучил эту идею, подчеркнул, что данная структура не должна стать очередным бюрократическим аппаратом. Хотя мне лично не совсем понятно одно: если в этом Совете будут работать люди из указанных выше структурных дипломатических подразделений стран, то по сути они будут дублировать свою же работу, а значит нужно будет набирать новый штат сотрудников с принципиально новыми полномочиями и задачами. Что ж, остается порадоваться за нескольких астраханцев, которые в ближайшем будущем обретут хорошую и интересную работу с командировками, встречами гостей, фуршетами, банкетами и прочими сложностями и лишениями, неизбежно сопровождающих дипломатов.
Опять же для почтенного Совета нужно будет хорошее, просторное и красивое здание. Дабы не строить очередной «дом-корабль» на берегу Волги, предлагаю выбрать любой заброшенный особняк в центре, отреставрировать его и разместить Совет там. Кстати, а о чём советоваться?
Основная проблема Каспия сегодня – это отсутствие ратификации со стороны Ирана подписанного всеми другими странами соглашения о разделе Каспийского моря. По этому соглашению Иран теряет часть сферы своих интересов, которые по сей день считает своими, в том числе разрабатывает нефтяные месторождения. По большому счёту больше проблем нет. Да, рыбы стало мало, но это вопрос к сотрудничеству между учеными и оно вполне себе налажено на уровне. Есть еще одна проблема: поставка энергоресурсов из Туркменистана по дну Каспия через Азербайджан в Турцию и далее – в Европу. Каким же здесь образом сможет помочь наличие Совета – не ясно. Впрочем, дипломатия – вещь тонкая, а уж дипломатия на Востоке – тончайшая вещь.
Чулпан Хаматов