Экономист Константин Двинский раскритиковал предложение Минфина России дать гастарбайтерам возможность работать по трудовому патенту не в одном, а сразу в нескольких субъектах Федерации.
«Министерство финансов начало готовить законопроект, согласно которому трудовые мигранты смогут работать по патенту сразу в нескольких регионах страны. Сейчас "незаменимые иностранные специалисты" имеют право на трудовую деятельность только в том субъекте, где они приобрели патент, в бюджет которого платят соответствующую сумму.
В том случае, если законопроект будет принят, он ещё больше усилит хаотизацию миграционных потоков. В данной мере нет абсолютно никакой необходимости. Наоборот, необходимо ужесточать миграционное законодательство, а не заниматься его дальнейшей либерализацией (куда уж больше?).
По данным МВД, в 2023 году по патенту в нашей стране работали 2,3 млн человек. При этом следует учитывать, что гражданам, входящим в ЕАЭС Киргизии и Армении, патент для трудоустройства не нужен. При этом мигрантов в нашей стране находится более 10 млн человек. Вряд ли > 8 млн – киргизы и армяне.
Отсюда возникает вопрос: кто эти люди и чем они здесь занимаются?
Любого лоббиста миграции можно обескуражить одним единственным вопросом. Попросить его назвать точное количество мигрантов, которое нам действительно необходимо для решения кадровых проблем. Сколько их должно быть? 500 тыс., 1 млн, 5 млн, 10 млн или, может, все 50 млн? Никто цифру назвать не в состоянии. Зато любят повторять про то, что "работать некому". Тогда скажите, сколько вы хотите завезти?
Причем я вполне допускаю, что для решения кадрового вопроса в моменте нам необходимы те 2,3 млн человек, которые работают по патенту. Но это должны быть именно трудовая (а не замещающая) миграция по примеру арабской кафалы. Приехал на определенный срок – заработал деньги – отбыл обратно. Не нужно привозить сюда семьи, родню, друзей и вообще кого угодно. Нужно четко различать трудовую и замещающую миграцию.
Если у нас кто-то привык обосновывать завоз низкоквалифицированной рабочей силы нехваткой трудовых ресурсов – хорошо, такую дискуссию вести можно. Но тогда и правила въезда/выезда должны быть четкими и жесткими. И, естественно, по квоте.
При этом одними из целевых показателей работы всех органов власти должны стать создание высококвалифицированных рабочих мест, повышение производительности труда, автоматизация и роботизация предприятий с одновременным сокращением низкоквалифицированных рабочих мест и миграционных потоков.
Причем, повторю еще раз, подобное не является теориями. Все это прекрасно опробовано на практике в ряде регионов. Опыт необходимо масштабировать на всю страну. Справляется ведь Амурская и Калининградская области практически без мигрантов.
Чем хуже остальные?».
Своим мнением по поводу прочитанного уважаемые читатели могут поделиться прямо сейчас в комментариях к этому материалу.