За последние несколько лет количество жителей города Харабали резко стало сокращаться. Более чем две тысячи человек предпочли навсегда покинуть родные для них места. Ныне там остались проживать, а точнее доживать, всего около восемнадцати тысяч горожан.
Многим жителям слабо верится, что когда-нибудь может наступить та эпоха, в которой в жизни их города наступит позитивное обновление.
С некоторых пор они называют это место, где они ежедневно не прекращали вести борьбу с непреодолимыми трудностями быта, не иначе, как мёртвый город. Такое название более всего соответствует положению дел в их населенном пункте с тех времён, когда вызвался им придти на помощь их земляк Владислав Виноградов.
Мёртвый город
Было это несколько лет назад. Выборы, агитация, обещания. Всегда удивляешься по поводу обещаний, когда проходит время, а они остаются только в памяти, как некое желаемое, никогда так и не ставшее явным. Ведь всем хочется верить, что будут одни только улучшения, особенно когда их так ждёшь. Особенно, если от этого может зависеть выживание целого города и судьбы всех, кто намерен строить своё счастливое будущее на своей – родной земле.
Почему именно Виноградову жители решили довериться? Многие из горожан объясняют это тем, что он всё же, вероятно, человек в неопределённой степени порядочный, тем более многие знают его лично. По крайней мере, им так тогда показалось. Другие заявляют, что просто даже и не позволяли себе усомниться в деятельной сущности Виноградова.
Причины, по которым Виноградов стал однажды главой Харабалинского района, видимо, кроются в том, что самое основное и неотъемлемое его качество связано с умением расположить к себе любого простого человека при помощи фантазий, которые изначально выглядят вполне правдоподобно. Наобещав с три короба, он добивался своего назначения на почетную и перспективную должность. Так он стал главой района, а дальше наступила затяжная тишина. Не слышно и не видно стало жителям того, с кем так много своих надежд они связывали. Добиваясь поставленной цели – занять тёплое и уютное кресло руководителя, Виноградов не скупился на слова и даже выглядел довольно энергично. Харабалинцы были уверены в том, что новый глава не заставит их долго дожидаться решений по поводу основных наболевших проблем города. Однако энергия Виноградова почти мгновенно иссякла, как только на плечи нашего героя свалились все тяготы ответственной жизни главы района. Единственное, на что остались силы – это на тихое подглядывание, что и где, может, подзалежалось, что ещё с прибылью возможно переместить. А главное – поменьше показываться самим жителям, дабы не мозолить им глаза и лишний раз о себе не напоминать.
Болтун – находка для электората
Поистине, Виноградов сторонник народовластия. Так уж повелось, что избиратели всегда находятся в некоторой доле непонимания относительно действительных возможностей тех, кого мы избираем. То есть, мы на самом деле в крайне малой степени осведомлены о том, как в действительности работает аппарат власти. И просвещать нас никто не торопится – ведь тогда люди очень быстро пришли бы к ощущению, что многое, в чём нас уверяют улыбающиеся с агитационных плакатов люди, идущие во властные органы, как минимум легко может оказаться голословным преувеличением.
Возможности привнести какие-либо новшества напрямую зависят, прежде всего, от объёмов средств, которым может распорядиться тот или иной руководитель. В этом смысле он подобен в понятной нам терминологии – завхозу. Важно осознать, что финансирование проектов руководителя и его помощников имеет три основных источника. Первый источник - это привлеченные инвестиции от бизнеса. Другой – тот, что можно получить в результате создания какого-либо налогообложения. И наиболее распространённый источник поступления денег, без которого сейчас вообще мало что могут власть имущие - тот, что исходит от самого государства.
Государственные дотации изначально направлены на осуществление наиболее общих программ, и в большинстве случаев они приходят в нужном объёме только после достаточно успешного вынесения возникшей проблемы на поле большой политики.
В этом случае руководитель должен подготовить серьёзное обоснование тому, что реализация его предложений хотя и затратная, но может сыграть роль стабилизирующего социально-экономического фактора. Когда же, к примеру, Виноградов, что-то там наобещал своим землякам, то вполне может быть, что сам он совершенно не понимал всю глубину сложности того, как он всё это будет реализовывать, с чем ему придется столкнуться и потянет ли он такую ношу. Иными словами, будучи изначально не компетентным во многих вопросах, которые сам же и затронул в процессе агитации жителей Харабалинского района, он просто решил попробовать втиснуться в узкий чиновничий скафандр. Вероятно, ради хорошей зарплаты и множества дополнительных прибавок к ней, родимой...
Ищи, кому выгодно
Надо прояснить один немаловажный момент – откуда вообще у местечковых виноградовых происходит сама возможность дополнительного личного дохода. Всё дело в том, что полномочия чиновника такого уровня позволяют запрещать или разрешать проявляться множеству локальных явлений. Обладание этим правом позволяет, по сути, лоббировать разного рода интересы, к примеру, местного малого или среднего бизнеса, интересы тех, кому просто необходимо какое-нибудь разрешение.
Например, на пользование земельным участком, или каким-либо зданием, оборудованием, имуществом и прочим, находящимся в ведомости районных властей. Однако, что касается привлечения инвестиций в той степени, чтобы сделалось возможным решение ряда проблем множества жителей и инфраструктуры населенных пунктов, то подобное требует уже поистине творческого и продуманного подхода. И, конечно, такое не у всякого выйти, ведь взамен для крупного благодетеля необходимо тоже что-то предложить. Именно по этим причинам, после избрания Владислава Виноградова главой Харабалинского района, кроме непостижимого и мелкого копошения, жители так ничего и не увидели. Ну, из того, что им было обещано.
Многие из жителей Харабалей, вспоминая Виноградова, будто сговорившись, обозначили его словом «тихоня». Интересно, почему?
Харабали. RIP
Средняя заработная плата у работающих жителей Харабалей – от четырёх с половиной до пяти тысяч рублей. Потолок – семь-восемь тысяч. Но это было бы, может, и сносно, если бы занятость населения держалась бы в районе на высоких показателях. Проблема массовой безработицы в итоге привела к тому, что большинство молодых семей находятся в поисках возможности покинуть умирающий город. Остальная часть подсела на кредиты, которые не в силах выплатить. Безысходность такого положения вынудила многих искать утешение в безрассудности пьянства.
Население деградирует и вырождается страшными темпами – особенно молодёжь, которая не видит для себя никаких особых перспектив.
Счастливчиками считаются те, кому посчастливилось пристроиться в сферу торговли. Однако из-за низкой покупательной способности и там дела обстоят не очень успешно. Досуг, которого у большинства вдоволь, провести негде. В открывшемся в Харабях единственном кинотеатре, к примеру, в наличии всего лишь 20 специальных очков для просмотра фильмов в популярном 3D-формате, да и те выдаются очень дозировано. Мероприятий и праздников в городе практически не проводится. Из-за нехватки детских дошкольных учреждений и мест в них многие дети лишены возможности попасть туда, очередь зачастую подходит к тому времени, когда ребенок уже отправляется учиться в школу.
Сам город в полном упадке – дороги только центральные имеют асфальтовое покрытие, да и то на многих участках оставляют желать лучшего. Наверное, именно это стало главным при дальнейшем трудовом пути Виноградова!
Спасибо Владу за это!
Высотные здания постепенно рушатся и разбираются на стройматериалы, да к тому же даже не местными в основном людьми, а заезжими из «ноль-пятого» региона, которые растаскивают всё это с целью где-нибудь сбыть. Канализация есть лишь вблизи строений выше двух этажей, которых в городе немного. Зимой (да и в другие времена года) – катастрофически назревшая проблема с водоподачей, не говоря уже о водоотведении, которое для большинства горожан заключается в обустройстве накопительных ям и в периодическом вызове спецтехники для откачки их содержимого.
Всё ветхое и находится в самом удручающем состоянии, отчего харабалинцам часто приходится самим искать выход из такой ситуации.
Харабали остро нуждается в замене всех старых коммуникаций, которые значительно усложняют и без того не самое легкое существование жителей.
Мусорные контейнеры переполнены, рядом наваленные кучи. Почему этим не занимался тихо ушедший глава района – вопрос на засыпку.
Те немногие, кого горожане выделяют в своей среде, как обеспеченных людей, стараются вложить деньги в строительство недвижимости, после чего пробуют сдать её в аренду. Однако занятие это становится всё более бесплодным. Выстроенные помещения пустуют, арендовать их некому и незачем.
При Виноградове, в самом начале его правления, в нескольких местах Харабалей, говорят, были завезены уличные качели для детишек. И добрый дяденька Виноградов, видимо, не рассчитал, и на всех не хватило, поэтому жители буквально из пеньков пытаются сами создавать подобие игровых площадок.
Но самая огромная проблема всего районного центра – это полное отсутствие газификации. Весь сектор частных домов, который лишён отопления котельным способом, зимой отапливается по старинке – дровами. Полторы и две тысячи рублей за кубометр. В зиму на один небольшого размера домишко может понадобиться примерно кубометра три, два с половиной. Для этих целей избранным предоставляются разрешения на рубку леса определённой породы деревьев, что произрастают неподалеку от города. Урожай этот все жители скупают круглый год, а иные, особенно старики, не брезгуют и ветки сухие, палки любые подбирать.
Вот так в Харабали проводят начало 21 века. Надеялись на Виноградова, но зря. Ушёл, не попрощавшись, будто и не было его здесь главой района.
В общем, безденежье и нехватка рабочих мест вынуждают жителей искать себе пропитание тем, что Бог пошлет. Например, рыбная ловля. Пойманная рыбинка попадает в основном на стол, о продаже даже и не думается.
При чём же здесь Виноградов?
В свое время, как никто другой, Виноградов вызвался усиленно уверять жителей, что сумеет, а не просто попробует приняться за решение основных назревших в городе проблем. Более половины горожан в былые времена кормилась за счет консервного завода, здание и трубы которого пока ещё виднеются в центральной части Харабалей. Были ещё и другие производства (например, мясокомбинат), которые постепенно развалили разного рода руководители своим не дюжим талантом руководителей.
При Виноградове, как поведали нам местные, к примеру, стали исчезать и последние арматуринки из кормившего половину города строения консервного завода. Многое, в общем, исчезло тихо и плавно.
Говорят, приезжали с Москвы инвесторы, интересовались. Были и предложения выправить постройку, приобрести завод и снабдить его новым современным оборудованием. Вопрос оставался за возможностью организовать проведение на завод газа, который стал бы источником тепла и энергии.
Поднялся тогда вопрос о выискивании возможностей создания договоренности с Газпромом, ведь такое проведение газовой ветки для производства и для города – дело не шуточное и дорогостоящее. И вот на этом обещании - осуществить такую возможность, Виноградов и выдвинулся на должность главы. Только у него ничего не вышло – профессионал он, быть может, в чём-то другом, но главой Харабалинского района оказался самым посредственным. Силёнки не те, а, может, и не собирался он взваливать на себя излишки. Зачем же это нужно, лишнее!
Сейчас он, перебравшись уже в Астрахань, в кресло вице-мэра, как бы символически исполнил желание многих харабалинцев, перекочевал в место, отдалённое от Харабалей, хоть и благоприятное для него лично, где он продолжил тернистую чиновничью стезю уже в новой роли.
Виноградов для Столярова очень нужный и надежный труженик и соратник. А главное, с очень богатым опытом руководительской деятельности. Нельзя такого важнецкого деятеля было упустить, ведь Столярову только «профессионалов» подавай, да ещё и со стажем.
Артур Набатный,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 35 (544), 13.09.2013 г.