15 и 16 октября в Астраханском театре оперы и балета представят первую балетную премьеру сезона – «Раймонда» Александра Глазунова. В преддверие этого события AST-NEWS.ru встретился с балетмейстером-постановщиком спектакля заслуженной артисткой России Верой Арбузовой, чтобы узнать о процессе подготовки к премьере, до которой остались считанные дни.
Вера Арбузова – известная российская балерина, в прошлом солистка труппы Театра балета Бориса Эйфмана и Михайловского театра, с 2010 года по настоящее время работающая в качестве хореографа.
– Вера Геннадьевна, как вы оказались в Астрахани?
– Я приехала сюда для работы над постановкой балета «Раймонда» по приглашению главного балетмейстера Астраханского театра оперы и балета Юрия Викторовича Клевцова и художественного руководителя театра Валерия Владимировича Воронина.
– О постановке балета «Раймонда» было заявлено ещё в 2020 году…
– Да, это так. Но проект отложили из-за пандемии, несмотря на то, что уже были пошиты костюмы. Мне посчастливилось возобновить работу над этим спектаклем, который скоро представят зрителям.
– В вашей творческой биографии были моменты соприкосновения с этим удивительным балетом?
– В своё время я танцевала вариации из «Раймонды». Нынешнюю встречу с этим балетом уже в качестве хореографа воспринимаю с большой ответственностью.
– Какое впечатление на вас произвела балетная труппа АГТОиБ?
– Труппа очень хорошая, крепкая. Стоит ещё поработать над расширением состава, привлечь в театр новых солистов. Общее впечатления от астраханского балета очень приятное. Для меня, как для хореографа творческая работа всегда интересна. Мне всегда хорошо работается с людьми, которым я нужна.
– Есть ли у балета «Раймонда» особенности, присущие только ему?
– Этот балет называют «голубой классикой». Для меня было важно донести до труппы все тонкости хореографического рисунка «Раймонды», отточив их до филигранности. Необходимо было добиться стилистической идеальности. Это сделать непросто, но мы вместе с педагогами работаем над тем, чтобы спектакль получился совершенным. Для балерины партия Раймонды считается одной из самых технически сложных и ответственных: в ней присутствует пять вариаций. Чтобы понять и раскрыть стиль образов приходится много и интенсивно работать.
– Будет ли у балета «Раймонда» Астраханского театра оперы и балета свои неповторимые черты?
– Мы из трёх актов мы сделали два. Во всех основных танцевальных сценах балета я максимально постаралась сохранить хореографию Мариуса Петипа. Но в нашем балете есть отрывки, специально адаптированные к особенностям астраханской труппы. Для коллектива этот спектакль очень интересен, ведь в нём есть классика, жанровые и характерные танцы. Сейчас, когда мы подошли к финишной прямой, вижу, как артисты получают удовольствие от того, что делают – работа становится искусством.
Недавно после очередного прогона сказала ребятам, что этот спектакль очень идёт балетной труппе Астраханского театра оперы и балета. Сейчас вижу, как у них, справившихся с техникой, рождается настоящий танец.
– В связи с тем, что будет два премьерных показа, в одном из которых будут танцевать представители Большого театра, а в другом – астраханские солисты, стоит ждать двух разных спектаклей?
– Когда я работала у Бориса Яковлевича Эйфмана, у нас было два или три состава исполнителей. Всегда в таких случаях получались абсолютно разные спектакли, несмотря на то, что они шли под одним названием. Каждый состав находил своего благодарного зрителя. Айгуль Альмухаметова, которая выйдет в партии Раймонды 16 октября, очень хорошо справляется со своей ролью – у неё не только крепкая техника, но и очень достоверное раскрытие образа. Поэтому будет интересно увидеть оба премьерных показа.
– Какое впечатление произвела Астрахань?
– Кроме театра я здесь практически нигде не была. Это шикарный театр с потрясающей сценой. Могу по два дня не выходить из этого здания. Я такой человек, что иногда работаю в зале по 24 часа в сутки. Разумеется, я была в кремле, на набережной, посещала несколько церквей. Была бы рада совершить более подробную экскурсию по Астрахани и её окрестностям, может, даже съездить на рыбалку, о которой так много слышала. Но это только после премьеры «Раймонды», так как сейчас в театре наступила напряжённая пора.
Приходя в театр, зрители не догадываются, каким трудом и нервами достаётся вся лёгкость и изящество, что они видят на сцене. Я прекрасно понимаю состояние артистов перед ответственной премьерой – сама была на их месте. Имея опыт нахождения по обе стороны процесса, знаю, как привести в чувства и настроить коллектив. Иногда для этого требуется и кнут и пряник. Главное, чтобы результат был отличным.
Екатерина Некрасова