Храм на Стрелке в Астрахани возродится на своем исконном месте

Иорданская сень на Стрелке была главным местом празднования Крещения и Богоявления в Астрахани до 1917 года. 

Праздник в 6-й день января (19 января по новому стилю) называется праздником Крещения Господня и Богоявления Господня. Он отмечается Русской православной церковью в числе великих и двунадесятых праздников. 

Как писали «Астраханские епархиальные ведомости», в этот праздник «для великого освещения воды в воспоминание Крещения Спасителя по окончании литургии бывает торжественное шествие к воде с крестом и евангелием, при колокольном звоне, при свете светильников, с хоругвями и при пении церковных песнопений». После молитв «троекратным погружением в воду животворящего Креста, во образе погружения Господа в водах Иордана, совершается освящение воды, при пении в честь Крещения Господа и Богоявления …Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою – святыней». 

Как пишет А.С. Марков: «Из новогодней праздничной чреды (1900 года) выделялось водосвятие на Кутуме. 6 января (19 января - по новому стилю) огромная толпа народа под колокольный звон двинулась от Успенского собора к стрелке Кутума. Место у «Иордани» было убрано флагами. Тут же на льду реки зимнее солнце отражало удивительным светом высеченные из ледяных глыб крест, врата, огромные подсвечники и ледяную часовню. И этот искусно отделанный лед был окрашен в розовую, синюю и голубую краски, создавая удивительную гамму.

Газета «Астраханский справочный листок» писала: «Вообще ледяные изделия отличались изысканностью и красотой. Тут же в народе с ледяными кружками ходили строители и собирали в свою пользу деньги за труд. При начале пения было выпущено до 100 голубей, которые кружились над часовней.

После молебствия народ ринулся к прорубям на реке Волга посмотреть на купающихся после освящения воды. Их тут было до ста человек, были среди них и несколько женщин. По бокам проруби стояла речная полиция…».

В дальнейшем ледяную часовню, создаваемую исключительно для праздничных торжеств к началу января, сменила постоянно действующая Иорданская сень, которая хорошо видна на фотографии, сделанной, видимо, из окна Биржи на противоположный берег Кутума.

Это же сооружение приводится на многочисленных дореволюционных открытках и фотографиях.

После 1917 года по распоряжению новой власти все часовни и Иорданские сени были снесены. По ходатайствам и доносам «Союза воинствующих безбожников» были уничтожены также и многие действующие храмы разных конфессий. Астрахань во многом лишилась своего неповторимого архитектурного облика.

На фотографиях Стрелки 20-х годов Иорданская сень отсутствует, но близ здания бывшей Биржи длительное время виден четверик бывшей церкви, который окончательно исчезает в 30-е годы.

Стрелка стремительно модернизируется, чему способствует строительство двух простых параллелепипедов, начисто лишенных архитектурных изысков. Невольно вспоминается замечательное русское выражение: «Простота хуже воровства».

Сегодня, когда в Столице на место плавательного бассейна «Москва» вернулся храм Христа Спасителя и во многих городах России встают на свои исконные места культовые сооружения различных религиозных конфессий нашей страны, мне искренне хочется восстановить на Стрелке Иорданскую сень и вернуть храм, ранее существующий близ Биржи.

Деятельность «Союза воинствующих безбожников» никогда не вызывала во мне сочувствия и не будет примером для подражания.

Сергей Львов, краевед