Посетить намаз, мессу или обедню в 21 веке в России стало значительно проще, чем в предыдущем. Здания церквей и мечетей возвращают приходам. Федеральная власть решила активизировать утраченный баланс духовности через возврат материальной собственности. Законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" сегодня один из самых обсуждаемых.

НАЗАД В БУДУЩЕЕ

Архитектурными доминантами российских городов раньше обычно являлись колокольни и купола храмов, а в таких южных пограничных центрах, как наш город, еще и минареты мечетей. Культовые здания строились едва ли не в каждом квартале. В начале 20 века в Астраханской губернии насчитывалось свыше 300 православных храмов и около 200 мечетей. Реформы советской власти превратили их в склады, фабрики и музеи. Обратная передача объектов конфессиям началась с 1992 года. Использование же в настоящее время религиозными организациями памятников истории и культуры регламентируется федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ" от 25 июня 2002 года.

А на прошлой неделе Госдума РФ в третьем чтении приняла закон о передаче религиозным организациям ранее принадлежавшего им имущества. Раньше такая передача была урегулирована лишь на федеральном уровне. Теперь общий порядок установлен для передачи как государственного, так и муниципального имущества.

Новый закон устанавливает порядок передачи (выкуп или аренда) недвижимого имущества в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям по их выбору. Для этого конфессиям необходимо подать заявление в уполномоченный орган. По предположению экспертов, в Астраханской области, скорее всего, им станет территориальное управление Росимущества.

Объекты недвижимости, в которых в настоящее время расположены государственные или муниципальные организации, производственные предприятия или учреждения культуры, тоже могут быть переданы религиозным организациям. А тем, кто их занимал, должны быть предоставлены равноценные здания (помещения). Договоренности о передаче, использовании и сохранении объектов будут заключаться не с отдельными общинами и приходами, а с централизованными организациями, такими, например, как епархия Русской Православной церкви (РПЦ). Кроме того, предусмотрено, что объект передается именно той конфессии, в собственности которой находился. Прописан и механизм решения споров. При необходимости будет создаваться специальная комиссия, а в крайнем случае может быть подан иск в арбитражный суд. Законопроект предусматривает срок для передачи недвижимости - два года, в спорных случаях - до шести лет.

Принятие закона проходило далеко не гладко. Между музейщиками и представителями конфессий продолжаются споры. Первые опасаются за сохранность и доступность объектов и не понимают, зачем надо музеи делать храмами. Ведь в Европе из-за отсутствия паствы уже началась продажа церковных зданий. Кстати, проект оговаривает, что гражданам будет предоставлен доступ в здания, являющиеся одновременно памятниками культуры и объектами религиозного назначения.

Кроме того, действие закона не может быть распространено на объекты всемирного наследия ЮНЕСКО: например, на Московский кремль и особо ценные музеи-заповедники, такие как Суздальский. Наш кремль, пока только претендующий на вхождение в реестр ЮНЕСКО, еще не может почувствовать

себя полностью под сенью закона. Внесены и изменения, запрещающие передачу конфессиям музейных предметов, коллекций и документов архивов и библиотек.

КТО В АСТРАХАНСКОМ СПИСКЕ?

Начальник управления по сохранению культурного наследия и развития культурного туризма областного министерства культуры Иван Кузнецов сказал "АВ", что в настоящее время на территории Астраханской области представлены все основные мировые конфессии, в пользовании которых находятся около тридцати объектов культурного наследия. Больше всего - у Астраханской и Енотаевской епархии.

Неким центром сосредоточения зданий религиозного назначения стал кремль. Как заверили "АВ" священнослужители, в настоящее время в их бессрочном пользовании находятся практически все помещения в кремле, которые раньше были в ведении астраханской епархии. За исключением разве что здания музыкальной школы, которая работает на территории кремля и сейчас.

Вторым основным пользователем кремля является историко-архитектурный музей-заповедник. Его филиалы находятся в башнях Артиллерийской и Красные ворота, здании бывших офицерских светлиц. Двадцать лет назад музейные экспозиции размещались в Успенском соборе, десять лет назад - в Никольских воротах. Теперь эти здания вернулись к епархии. Астраханские музейщики пока спокойно относятся к происходящему. Они говорят, что кремль строился когда-то как единый ансамбль и для административных, и для культовых целей. И был доступен для всех, так, Лобное место служило и для проведения крестных ходов, и для объявления государственных указов. Так что если теперь в кремле - вдруг! - возникнет зона отчужденных "культовых памятников", то это может затруднить его осмотр экскурсантами.

В управлении по сохранению культурного наследия отмечают, что собственник объекта культурного наследия берет на себя обязательства по сохранению памятника. Претензий у чиновников к нынешним пользователям храмов нет, памятники содержатся в хорошем состоянии.

В настоящее время в областном министерстве культуры не знают, на какую недвижимость в перспективе может претендовать та или иная конфессия. Законопроект же чиновники не комментируют.

НАДЕЖДЫ И МЕЧТЫ

Представители конфессий сообщили "АВ", что пока не совсем четко представляют себе, насколько рассматриваемый Госдумой РФ законопроект может быть им полезен. Каких-либо списков объектов, о передаче в собственность которых давно мечталось, не составляется. Однако, разумеется, в каждой конфессии помнят о зданиях, которые когда-то были храмами или учебными заведениями.

Самым крупным собственником до 1917 года являлась РПЦ. И сегодня в собственности центральных и местных властей есть здания, которые они готовы передать ей. По мнению настоятеля Покровского собора отца Михаила Пристая, главной проблемой является то, что забирали собственность у церкви в хорошем состоянии, а возвращают после длительной эксплуатации зачастую развалины. Он сожалеет, что нет актов приема-передачи, из которых было бы видно, насколько сохранилось здание.

Так, недавно Астраханской и Енотаевской епархии предложили забрать одно из зданий, которые раньше занимал бывший Благовещенский монастырь. Священнослужителей такое предложение не обрадовало: во-первых, дом ветхий, стоит на обрыве, к нему и подойти-то трудно. Во-вторых, в нем проживают около 15 человек. То же и с помещением бывшего Братского корпуса Иоанно-Предтеченского монастыря, где живут более 10 семей. Причем, по наблюдениям отца Михаила Пристая, на практике обычно оказывается, что прописанных в старом доме астраханцев бывает больше проживающих. Если РПЦ согласится взять эти здания, то сразу вынуждена будет обеспечить поистине глобальное расселение. А потом еще долго приводить недвижимость в порядок.

В Астраханской епархии не отказались бы от зданий консерватории (где, по словам отца Михаила Пристая, размещалось епархиальное училище) и регистрационной палаты (бывший приют для девочек - угол улиц Савушкина и Анри Барбюса). Правда, по поводу того, что ранее размещалось в здании консерватории, есть и другие мнения. Но такие "лакомые кусочки" им пока не предлагают. Даже передача здания, в котором раньше находилась воскресная школа Казанского храма, растянулась надолго: первый этаж уже посещают ученики, а второй освободили, но храму пока передавать не торопятся.

По словам муфтия Астраханской области, первого заместителя центрального духовного управления мусульман РФ Назымбека-хазрата, еще в конце 20 века им обещали вернуть два жилых дома (около Белой мечети и во дворе Центральной мечети). Мусульмане не сомневаются, что найдутся добрые люди, которые помогут их восстановить.

Кроме того, мусульманская община давно ведет разговор о возвращении здания бывшей Персидской мечети (ул. Кирова, 40). Оно было построено в 1860 году персами-шиитами. Время сильно изменило его внешний облик. Пропали четыре минарета по углам, появились внешние пристройки, лестница. Двор стал проходным. Сейчас здание находится в запущенном виде, в одной его части располагается ателье.

Католический пастор отец Вольдемар рассказал "АВ", что хотелось бы, чтобы католикам передали памятники архитектуры, расположенные рядом с костелом и принадлежавшие им в позапрошлом веке. В католической общине уверены, что с ремонтом проблем не возникло бы, поскольку спонсоры-католики из других стран при выделении средств на реставрацию всегда интересуются: "Принадлежит ли вам реставрируемое здание?". И при положительном ответе легче выделяют запрашиваемую сумму.

В начале прошлого века в нашем регионе было пять синагог, в том числе четыре в Астрахани. Здание большой хоральной синагоги на ул. Шаумяна сгорело в середине девяностых годов, в двух бывших синагогах размещаются

жилые дома. В настоящее время работает только одна синагога. По мнению председателя иудейской общины Анатолия Бимбада, в порядке компенсации за четыре храма, которых

лишила общину власть, можно было бы выделить участок рядом с действующей синагогой для размещения школы, культурного и благотворительного центров.

НАША СПРАВКА. В Астраханской области, по данным управления по сохранению культурного наследия и развития культурного туризма областного министерства культуры, 28 памятников истории и культуры находятся в пользовании религиозных организаций. Это мечети Белая, Красная, Черная, Вагабия в Астрахани и мечеть в селе Красный Яр, где собираются прихожане-мусульмане, Криушинская мечеть на ул. Бакинской, пользователем которой является мусульманская община Бакы мечеть.

В ансамбль костела (угол ул. Бабушкина и Победы) приходит на мессу паства общины Римско-католической церкви. Пользователь церкви во имя Рождества Христова (угол ул. Калинина и пер. Вокзальный) - приход Русской старообрядческой православной церкви, а ансамбля евангелическо-лютеранской кирхи на ул. Казанской -приход протестантской лютеранской церкви.

Большая часть храмовых памятников истории и культуры находится в пользовании РПЦ. Это церкви князя Владимира, Иоанна Златоуста, Покрова, Казанской иконы Божией Матери, апостолов Петра и Павла, во имя Преображения господня, ансамбли Благовещенского монастыря в областном центре и несколько церквей в астраханских селах. Конечно, кремлевские здания: Успенский и Троицкий соборы, Никольская надвратная церковь, Кирилловская часовня, бывший дом архиерея, консистория. Издания мужского Иоанно-Предтеченского монастыря на ул. Магнитогорской и общежительной в Чуркинской мужской пустыни (п.Чуркин).

Ольга Калинина,

"Астраханские ведомости" № 45, 26.11.10.