Сейчас в регионах активно обсуждается реализация нового закона, запретившего с 1 июля 2009 года работу игорных заведений. Депутат Астраханской областной думы трех созывов Олег Сарычев на протяжении пяти лет борется за искоренение этой беды в родном крае. Своими взглядами на проблему игорного бизнеса и о том, как она решается в Астраханской области, Олег Вячеславович поделился с корреспондентом «Известия.Волга-Каспий».
Вопрос: Олег Вячеславович, почему Вы решили взяться за решение проблемы игорного бизнеса?
Ответ: Из-за мальчика Кости и многих ребят, которые ушли из жизни, проиграв все, что было в семье. Только в мае 2004 года в городе произошло 16 суицидов. Этот «бизнес» принес людям много горя. Знаете, в Астрахани проблем хватает: низкий уровень доходов горожан, безработица, высокий уровень онкологических заболеваний, нерешаемый вопрос ветхого и аварийного жилья, непростая межнациональная ситуация: четверть Астрахани «малый Кавказ», да еще пьянство, подростковая преступность и беспризорность… Все это в совокупности создало для многих молодых людей ощущение безысходности и бесперспективности жизни в Астрахани, вырваться из которой, по их мнению, можно только с помощью «золотой рыбки» - крупного выигрыша в игровых клубах. Ко мне на прием в октябре 2003 года пришла мама Кости Логинова (фамилия по этическим соображениям изменена). Ее 14-летний сын вскрыл себе вены. Играл, проигрывал, нашел заначку отца в 82 тысячи и потихоньку спустил ее в автоматах. А жили они в хибаре на улице Трофимова, отец несколько лет копил деньги на покупку домика в пригороде. В итоге, испугавшись гнева отца, мальчик покончил с собой. Именно тогда я пообещал маме Кости закрыть всех «игровых».
В 2003 году в Астрахани только игровых клубов было свыше трехсот! А игровые залы работали практически на каждом углу, плюс павильоны на остановках, «столбики» на рынках и вокзалах, - всего по городу около 8 тысяч игровых автоматов. В среднем один «однорукий бандит» приносил своему владельцу тысячу рублей в день. Умножьте 8 тысяч автоматов на тысячу рублей прибыли и на 365 дней в году - получите почти 3 миллиарда рублей. Заоблачные суммы ежегодно как пылесосом выкачивались из карманов астраханцев и оседали на счетах владельцев игровых клубов в Москве, Воронеже, Таганроге, Махачкале. Ведь только пять игровых клубов принадлежали астраханцам. Такие бешеные доходы не могли быть «без присмотра» коррумпированных сотрудников налоговой и правоохранительной системы. Первый раз я с этим столкнулся, когда по моей инициативе областная дума повысила ежемесячный налог на игровой автомат с 2500 рублей до максимума – в 7500 рублей. Но эта мера не сработала, и вот почему. Я лично проверял все игровые клубы «Шур Шур» - 18 залов, 442 автомата, во всех залах на налоговом учете стояло по два автомата. Таким образом, налог платился только с 36 автоматов (менее 10%) из всей массы, остальные работали «в черную». Как потом выяснилось, по такой же схеме функционировали все игровые клубы. А теперь представьте, что только эти 10% игровых автоматов, стоящих на налоговом учете, ежегодно в областной бюджет давали 195 миллионов рублей. А из-за коррупционеров в налоговых органах мы не только не смогли экономически «придушить» игорный бизнес, но и бюджет Астраханской области ежегодно терял около 1,7 миллиарда рублей налоговых отчислений.
Оценив эту безрадостную ситуацию, я написал областной закон, запрещающий размещение игровых автоматов на улицах, вне помещений, на остановочных комплексах, вокзалах, рынках, ближе 100 метров от школ, церквей… Плюс площадь зала должна быть не менее 80 квадратных метров и иметь отдельный вход. Тут, конечно, «игровые» взвыли. Все-таки, астраханские депутаты молодцы: прекрасно понимая, что мы вступаем в противоречие с действующим на то время старым федеральным законом, проголосовали за региональный закон единогласно. Штраф за неисполнение закона, ограничивающего размещение игровых автоматов на территории Астраханской области, я тоже сделал по максимуму – 100 тысяч рублей. Позже вышел федеральный закон, поднявший планку штрафов до миллиона, и я попросил депутатов увеличить сумму штрафа до этого размера. Так что за год действия областного закона мы «бульдозером прошлись» по игорному бизнесу – исчезли «столбики» на рынках, в которых наши наивные бабушки проигрывали пенсии, клубы вокруг школ - дети стали есть, а не спускать в игровых автоматах деньги, которые родители давали на завтраки. В итоге из 300 игровых залов в Астрахани осталось 80.
В: Но действие вашего закона отменил Верховный суд РФ…
О: Ну и что!? Хребет-то мы уже переломили, оставалось только дожать. Спасибо Путину, вовремя помог. Шесть лет игровое лобби тормозило в Госдуме России принятие федерального закона, ограничивающего игорный бизнес. Когда же проблема игромании в вопросах к президенту по рейтингу значимости вышла на третье место, Путин объяснил депутатам что к чему, и они в рекордные сроки выдали нужный людям закон. К сожаленью, тогда, два года назад, я не смог продавить полный запрет игорного бизнеса в Астраханской области, хотя федеральный закон позволял регионам принять такое решение. Но достигнутый компромисс – игровые клубы могли работать до 1 июля 2009 года только в развлекательных комплексах площадью не менее 1500 кв.м. - похоронил практически всех «игровых». Из 80 клубов остались только три в Астрахани и один в Ахтубинске.
В: Получается, вы победили!
О: Ну, нет. Во-первых, МЫ победили: депутаты облдумы, исполнительная власть области, сотрудники милиции и прокуратуры, активные граждане Астрахани. Я только делал свою работу -- писал законы и контролировал их исполнение. Закрывали игорный бизнес более 20 групп из сотрудников УВД, лицензионной палаты, это было не просто. В тот же «Шур Шур» нам пришлось вызывать ОМОН, так как нас блокировала вооруженная охрана этой сети клубов. Но, несмотря на отчаянное сопротивление, за две недели мы закрыли всех. Никто раньше не верил, что это возможно. Деньги ведь на взятки шли миллионами. Во-вторых, на этом все не закончилось. Через несколько месяцев открылись три клуба «Миллион», потом еще в разное время нелегально работало от 12 до 20 игровых залов. Я и мой помощник Сергей Гаврилов участвовали во многих ночных рейдах - выявляли работающие подпольно клубы, вызывали милицию, те приостанавливали работу, изымали автоматы, штрафовали… Но, несмотря на мои многочисленные обращения к руководству прокуратуры и УВД, решить вопрос до конца так и не удалось. В ответах на письма одни отписки, а при личных встречах – одни обещания. Свежий пример: на пресс-конференции я вручил полковнику милиции Владимиру Усачеву три фото, на которых красовались работающие игровые клубы. Почему не исполняется федеральный закон? Почему они работают? Более того, открылись и новые! Игровые залы, так же как и проституция, законом запрещены, но, как и проститутки, несколько клубов спокойно «работают», потому что делятся своими доходами с «крышей» - коррумпированными сотрудниками из правоохранительных органов. И если на пресс-конференции в присутствии двенадцати журналистов и пяти видеокамер полковник милиции, курирующий этот вопрос, получает фото с работающими вопреки федеральному закону игровыми клубами и две недели не может их закрыть (!!!), то задумайтесь, в каком звании должна быть «крыша»?
В: Но кроме этих трех залов, работающих по старинке, открылись еще несколько, которые прикрываются легальными масками.
О: - Не совсем так. Есть шесть клубов, маскирующихся под интернет-клубы, покер и лотерею, которые работают на тех же игровых автоматах, но уже под новой вывеской. Но и покерные и интернет-клубы также признаны законом игровым бизнесом и подлежат немедленному закрытию! Так что под легальной маской в Астрахани работают только три лотерейных клуба, но я уверен, это не надолго. Депутаты Госдумы РФ будто специально написали двусмысленный закон о лотереях, чтобы не лишать владельцев игорных клубов их заработков. Надеюсь, федеральные коллеги вернутся с летних каникул и исправят ошибку. Нет, так мы поможем. Я уже начал работу «над ошибками» депутатов Госдумы РФ и внесу законопроект с поправками этого федерального закона в областную думу.
И все же радуют две вещи. Первое: такого игрового беспредела, который был пять лет назад, - «столбики», автоматы в магазинах, барах, клубы вокруг школ, – уже нет. Одной проблемой в Астрахани стало меньше. И второе – позиция Путина. Мне говорили, что по всей стране «игровые» собирали гигантскую сумму, чтобы перенести вступление в силу федерального закона о запрете игорного бизнеса с 2009 на 2012 год. Взятку не взяли. А когда на днях Путин указом вывел покер из спорта, отреагировав очень быстро и жестко, всем стало ясно – это последние дни игорного бизнеса.
В: Но, несмотря на федеральный закон, некоторые залы с игровыми автоматами продолжают работать. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы игорный бизнес в Астрахани окончательно прекратил свое существование?
О: Необходима жесткая позиция горожан. Обращаюсь к астраханцам - активно высказывайте свое мнение! Я уверен, что и в прокуратуре, и в милиции будут только рады вашим письмам и звонкам. Сообщать адреса нелегальных клубов в милицию лучше по телефону «02», тогда ваш звонок будет записан и официально зарегистрирован. Более того, милиция будет обязана выслать патрульную машину по указанному Вами адресу и закрыть незаконно работающий игорный клуб. А если Вы сообщите эту информацию и в мою приемную, депутата О.Сарычева, продиктовав адрес на автоответчик т. 33-95-86, то я смогу проверить, была ли реакция милиции на ваш звонок и какие меры по вашему обращению были приняты. Помните, в России добиться правды без объединения сил людей невозможно.
"Известия. Волга-Каспий" от 29.07.09.