Хроники коучей
А где щи – там и нас ищи!
Где с маслом каша –
тут и место наше!
(Русские пословицы о коучах)
Коуч – это психологическое воздействие, в основе которого лежат успешность и оптимизм. Главный принцип метода – способность людей иметь всё, что они хотят, делать всё, что они пожелают, и быть теми, кем они хотят быть. При этом коуч не даёт рекомендаций или советов, а помогает найти нужное решение проблемы и побуждает человека самостоятельно сделать правильное умозаключение.

Но коучами называют и тех, кто занимается коучем.

Коучи в истории человечества были всегда. Двух таких коучей описал в сказке «Новое платье короля» Андерсен. Его коучи предложили королю сделать инновационную ткань для определения чиновников-глупцов, сидящих не на своём месте, потому что только достойный чиновник мог видеть несуществующую ткань, из которой коучи сшили платье для недалёкого короля, представшего перед подданными в голом виде…

Есть коучи и в Каспийской столице. Например, ООО «Онлайн», чья основная деятельность – рекламная. Дополнительные виды деятельности: научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук, исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, деятельность по управлению финансово-промышленными группами и холдинг-компаниями.

При всей сложности вышеперечисленных видов деятельности «Онлайн» не смог нормально обеспечить элементарное взаимодействие с налоговыми органами, в результате чего на него было возбуждено административное дело за совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 («Нарушение сроков представления налоговой декларации») Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вот пример «напряжённой» работы «Онлайна». Между этой фирмой и учреждённым постановлением правительства области «Астраханским областным инновационным центром» (АОИЦ) в 2014 году был заключен договор, согласно которому «Онлайн» обязался оказать услуги по проведению исследований рынка, направленных на продвижение сельскохозяйственной продукции.

В ходе выполнения маркетингового исследования «Онлайн» должен был выявить:
  • наличие продовольственного картофеля, лука, капусты листовой и моркови в РФ (2014 г.);
  • планируемые посевные площади всеми категориями хозяйства в РФ в 2014 г.;
  • посевные площади 2013 г. (всеми категориями хозяйства);
  • динамику на три последние года импорта картофеля, лука, капусты листовой и моркови из стран СНГ и других стран;
  • прогнозируемые поставки картофеля, лука, капусты листовой и моркови из стран СНГ и других стран в 2014 г., пики поставок;
  • состояние рынка картофеля, лука, капусты листовой и моркови в России;
  • нужды и потребности российского рынка картофеля, лука, капусты листовой и моркови;
  • перспективы и прогнозы российского или регионального рынка картофеля, лука, капусты листовой и моркови на 2014 г.;
  • оценку последствий и перспектив для сельскохозяйственных малых и средних предпринимателей Астраханской области от присоединения России к ВТО.
Цена договора – 250 тыс. руб.

Очевидно, что АОИЦ мог бы сам по всем вышеуказанным вопросам направить письмо в министерство сельского хозяйства региона, и получил бы исчерпывающий ответ. Создаётся впечатление, что коучи из АОИЦ договорились с коучами из «Онлайна» помочь друг другу – разумеется, за счёт налогоплательщиков.

В августе 2015 года территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области провело плановую проверку АОИЦ использования в 2014 году средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства РФи иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения. Было установлено, что маркетинговое исследование проведено «Онлайном» не в полном объёме – отсутствовали исследования по следующим позициям:
  • наличие на сегодняшний день продовольственного картофеля, лука, капусты листовой и моркови в РФ в 2014 г.;
  • планируемые посевные площади всеми категориями хозяйств по РФ в 2014 г.
  • прогнозируемые поставки картофеля, лука, капусты листовой и моркови из стран СНГ и др. стран в 2014 г., пики поставок.
Перерасчёт в части неисполнения объема маркетинговых услуг показал задолженность за «Онлайн» в сумме 83 тыс. 33 руб. 33 коп.

АОИЦ подал судебный иск, но решением от 29 февраля 2016 г. по делу № А06-8992/2015 Арбитражный суд Астраханской области в иске отказал в связи с недоказанностью убытков.

Странно, что нецелевого (нецелесообразного, ненужного) расходования бюджетных денег никто из проверяющих «не заметил».

А вот ещё один пример «эффективной» работы «Онлайн».

В начале 2014 года между «Онлайном»» и предпринимателем Виталием Антоновым был заключен договор на оказание консультативных услуг. По этому договору «Онлайн» принимал на себя обязанность по оказанию комплекса информационных и консультационных услуг, связанных с построением системы продаж на предприятии Антонова, в соответствии с его требованиями и пожеланиями, что включало в себя:
  • аналитическую разработку максимально эффективной модели развития системы продаж;
  • составление подробного плана реализации данной модели;
  • всестороннюю помощь в реализации данной модели на практике в период сотрудничества в рамках данного договора.
Стоимость услуг составляла 10 тыс. руб., которые Антонов платёжным поручением и перечислил «Онлайну».

Антонов получил акт об оказании консультативных услуг за февраль в апреле, но, так как услуги в рамках указанного договора «Онлайном» не были оказаны, обязательства не исполнены, то акт был возвращён фирме без подписания.

Полученные «Онлайном» денежные средства в качестве 100% предоплаты Антонов расценил как неосновательное обогащение и подал иск о возмещении в областной арбитраж.

Антонов не захотел быть обманутым, не польстился на славу голого короля, носящего и на своём теле несуществующие одежды, и выиграл. Арбитражный суд Астраханской области постановил взыскать с «Онлайна» в пользу Антонова неосновательное обогащение в сумме 10 тыс. руб., проценты за пользование чужими денежными средствами из расчета 8,25 % годовых, а также судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в сумме 2 тыс. руб. и услуг представителя в сумме 20 тыс. руб.

Всем бизнесменам и коучам (хотя они, скорее всего, это знают) надо понять, что сравнительно недорогие и качественные товары и услуги не требуют каких-либо изощрённых мер по их навязыванию покупателям и потребителям.

Вся заумь в рекламных акциях на руку только мастерам по пошиву невидимых нарядов.

Вальтер Кот, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 17 (675)