AST-NEWS.ru представляет цикл репортажей “Мастерские астраханских художников” о жизни и творчестве художников, работающих в Астрахани. 

Личная история каждого из них естественным образом вплетается в общеисторический пласт нашего города. Они фиксируют настроения, формируют тенденции и ловят моменты, казалось бы, обыденной жизни, которая через их работы становится чем-то большим, чем эпизод, случайность, штрих.

Первыми нашими героинями стали сразу два мастера – Зохра Алиева (Махмудова) и Фахрикамал Махмудова. Они непросто сёстры, а близнецы. Их уютная мастерская на последнем этаже легендарного дома в центральной части Астрахани волшебным образом стирает границы времени и пространства, погружая в атмосферу творческой сосредоточенности и богемной расслабленности.

Зохра: 

- Свой творческий путь мы начали вместе. Мы родились в Кирове, откуда родом наша мама. В то время наши родители учились в Академии художеств на архитекторов в Ленинграде, а нас воспитывали бабушка и дедушка. А когда нам исполнилось четыре рода, мы приехали на родину нашего папы в Астрахань. Здесь мы окончили школу, а потом художественное училище. Чтобы перейти на следующую ступень мастерства мы решили поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Для нас, как для почитателей реалистической школы живописи, было важно учиться именно в этих исторических стенах. 

Когда мы приехали в Академию, нам предстояло перейти совершенно на другой уровень постижения искусства. Нам не удалось поступить туда два года подряд. На протяжении двух лет мы являлись вольнослушателями, посещали мастерские монументальной и станковой живописи, ходили в научную библиотеку, а также готовились к экзаменам на подкурсах. И только с третьего раза стали студентками санкт-петербургской академии художеств имени Ильи Репина. 

Мы прошли всю положенную академическую школу: с копированием великих полотен в Эрмитаже и Русском музее, с обязательными выездами на практику в Алупку. В академии созданы все необходимые условия для того, чтобы художники воспитывались в здоровом реалистичном направлении - классическая школа ценится во всём мире. 

Фахрикамал: 

- Из санкт-петербургской академии художеств выпускаются мастера, способные создавать картины музейного уровня. Только в этом есть минус - такие работы должны покупать музеи или коллекционеры. Мы выпустились специалистами, которыми нужно как-то приспосабливаться к реалиям нашего времени. 

Если в столичных городах дела в этом направлении хоть как-то развиваются, проходят организованные выставки при поддержке Союза художников, то в Астрахани этот вид деятельности никак не развивается. После Академии мы попали в число выпускников, которые прошли стажировку на старейшей творческой базе Союза художников России – «Академической даче», где мы познакомились со всеми параметрами живописи. Это место – своеобразная кузница кадров, продолжателей лучших традиций реалистической русской школы живописи.

Зохра:

- Но сейчас в основном проходят выставки, где за всё платит сам художник: от материалов до проезда, если она проходит в другом регионе. По идее, выставочные работы должны продаваться, но ничего не продаётся. Пробивается каждый как может. Сейчас я даю детям частные уроки.  У нас с сестрой проходили персональные выставки в Астраханской картиной галерее и краеведческом музее, кроме этого, мы участвуем в различных выставках, как члены Союза художников России. 

Фахрикамал:

- Ещё во время обучения мы успешно сотрудничали с галереями, которые продавали наши работы, в том числе и за рубеж, в частности, в Китай.

Даже получив прекрасное образование, найти работу было непросто. Некоторое время с огромным удовольствием я занималась росписью храмов, не только в Питере, но и в Козельске и Самаре. А потом я стала стипендиатом программы «Гауде Полония», объявленной министром культуры Польши. Мой проект создания серии пейзажей «Взгляд на Польшу сквозь время» был одобрен, и я провела в этой стране полгода. Принимающая сторона полностью обеспечила меня всем необходимым: материалами, жильём, оплатой всех передвижений, создавая тем самым, благотворную обстановку для творчества. В городе Ченстохова прошла моя персональная выставка. 

На меня эта поездка повлияла очень благотворно и оставила яркий след. По возвращению в Астрахань в кинотеатре «Иллюзион» прошла выставка моих работ, созданных в Польше, которая была принята с большой теплотой. 

Значительное место в творчестве Фахрикамал Махмудовой занимает освещение эпосов ногайского народа. 

Фахрикамал: 

- Меня всегда беспокоило то, что нынешнее поколение теряет свою культуру. И мне хотелось в своих работах отразить богатый внутренний посыл и исторический опыт ногайцев. Картина для меня — это своеобразная субстанция. Когда настоящий живописец пишет картину, он вкладывает в неё все свои чувства и переживания. Она живёт, как окно в неведомый нам мир. 

Фахрикамал и Зохру можно назвать потомственными художницами, их отец – известный астраханский архитектор-реставратор, художник, общественный деятель, член ведущих творческих союзов России Абдрахман Махмудов. Вместе со своей супругой Натальей он создал архитектурное бюро «Ярканон», которое занималось восстановлением храма Святого князя Владимира, исторического облика улицы Никольская, Благовещенского женского монастыря и многих других объектов архитектурного наследия Астрахани, а также возведением современных строений. 

С раннего детства девочки и их младший брат, который тоже окончил академию художеств и сейчас работает в Санкт-Петербурге архитектором, росли в атмосфере творчества, не только наблюдая за тем, как работают их родители, но и обучались азам мастерства, перенимая необходимые навыки, выбрав профессию осознанно. 

Несмотря на то, что художницы обучались вместе и их творчество основано на академической школе, работы сестёр отличаются, особенно это отмечают специалисты. Фахримакал создала серию полотен, посвященных ногайским эпосам и несколько полотен на библейские темы. Она также принимала участие в росписи алтаря храма Рождества Богородицы в селе Никольское.  Сейчас  Фахримакал преподаёт в Астраханском государственном архитектурно-строительном университете. 

Хорошие картины, конечно, стоят дорого, так как некоторые из них создаются длительное время, и стоимость качественных материалов весьма высока.  Часто люди просто ищут картину для украшения своего интерьера, им не важна её художественная ценность. 

Астраханский союз художников обращался в администрацию города, чтобы его членам были предоставлены льготы за оплату аренды мастерских. Но по-прежнему муниципальные помещения подобной категории оплачиваются, как коммерческая недвижимость. Не все художники - успешные бизнесмены. Их доходы невелики и нерегулярны. При этом вклад творческих людей в поддержание культурного уровня огромен, но гранты и прочая государственная поддержка – это счастливая участь меньшинства. Пока художники сами оплачивают все свои расходы, а после выставок они обязаны подарить музею или галереи несколько своих работ в благодарность за оказанное содействие. 

Часто случается, что за неуплату коммунальных платежей или аренды у художников изымают мастерские. Городские власти отбирают их у художников и выставляют на торги. Известно, что во многих городах ведётся противоположная практика: оплата за пользование подобными помещениями снижается, таким образом, муниципальные власти поддерживают художников. 

При этом Министерство культуры Астраханской области пишет отчёты о проделанной в этом направлении работе, фактически не оказывая никакой поддержки. У регионального Союза художников нет своего выставочного зала, как во многих российских городах, где ведутся регулярные выставки работ его членов. В Астрахани открылся «Цейхгауз», который ничем не отличается от других выставочных пространств города, так как выставляться в нём безвозмездно никто не позволит.  Большой выставочный комплекс в кремле используется в основном, как площадка под коммерческие выставки, в основном привозные. 

Астраханские художники, к сожалению, предоставлены сами себе, они исключены из всех государственных программ, в отличие, например, от музыкальных и театральных деятелей нашего города. 

Но, несмотря на все сложности времени и самобытности места, каким является наша Астрахань, творческий потенциал у города велик. И во многом этому способствуют наши собеседницы. Их чистое и пронзительное творчество даёт надежду на то, что развитие культурных и национальных традиций – это величины, идущие от личности творца, основанные на высоком мастерстве и светлой надежде на лучшее.