Кинообман: о российском фильме «Шакал»
Фильм сформировал у зрителей неоднозначные мнения к освещению событий, происходящих в нашей стране в 70-е годы: и успехи, и провалы в жизненном устройстве нашего народа рассматриваются с разных позиций, порой явно противоречивых. Нельзя голословно утверждать, что это были только «чёрные дыры», которые поглощали всё передовое, а оставляли только агрессию и зло. Жилось несладко, но не так уж и безнадежно. Стремление нашего народа лучше жить не было желанием идти рука об руку с мыслью о совершении криминальных поступков и человеческих злодеяний.

Недавно на Первом канале состоялась премьера фильма «Шакал» (режиссер-постановщик Евгений Звездаков, студия «Русский проект», заказчик – компания «Красный квадрат кино», продюсеры Константин Эрнст, Денис Евстигнеев). Коротко о фильме. В начале 70-х годов ХХ столетия усилиями двух ведомств московской милиции МВД и ОБХСС расследуется дело о жестоких и кровавых ограблениях, связанных с покушениями на социалистическую собственность. В борьбу с организованной преступной группировкой вступает опытный и принципиальный оперативник – майор Черкасов. Чтобы обезглавить эту ОПГ, нужно отыскать и ликвидировать личность так называемого «шакала», персонаж-инкогнито. Выполнять трудную задачу приходилось в невероятно тяжелых условиях с большими потерями человеческих жизней.

При непосредственном общении со многими телезрителями, а также принимая во внимание комментарии в соцсетях, напрашивается вывод: всё не так просто, как излагается в фильме «Шакал». С одними постулатами можно согласиться, другие – просто невозможно принять. Вот один из характерных комментариев интернет-пользователей:

«Очередная боевиковая грязь, которую решили выплеснуть на телеэкраны: смотреть её я не буду, хватило одного лишь трейлера. Видимо, режиссер решил, что слишком мало общедоступных жестоких боевиков, триллеров и ужасов в интернете, и решил добавить кровищи на телеэкран. Никто не может понять, что на таком вот антиискусстве учатся неокрепшие умы, которые потом воплощают увиденное на экране в жизнь. Хотя, кому я это пишу. Людям всегда нравилось лицезреть мерзость и жестокость. Все изощрённее становятся фильмы, а вслед за ними и психопаты, которые приходят в магазины убивать с электропилами и молотками в чехлах, насмотревшись вот таких “шедевров”. А будет ещё хуже, потому что никто и ничему не учится. Бога в душе нет ни у режиссеров, ни у сценаристов, ни у актеров, которые участвуют в этих вакханалии и мракобесии. Раньше НТВ всё это показывал, теперь ещё и Первый. Ну-ну. Но есть Господь. И за всё рано или поздно придется платить. В том числе и за обучение жестокости на экране. Экшен им, видите ли, подавай».

Во многом автор этих строк прав. Возьмем к примеру сводки криминальных событий в нашей Астраханской области, которые можно почерпнуть на сайте информационного агентства Ast-News.ru): «24-летний В.Онипенко в ходе ссоры со своей женой нанёс ножом несколько ударов по туловищу женщины, затем топором отделил голову жертвы от тела и вывез части тела на берег р.Кривая Болда и бросил в воду» ... «Жителя Волгоградской области жестоко убили куском арматуры приятели из Астрахани» ... «В караоке-баре, что на улице Н.Островского, к 28-летнему молодому человеку, ни с кем не конфликтовавшему, подошел неизвестный мужчина и ничего не говоря, разбил о голову жертвы стеклянную бутылку».
Налицо характерное для преступного мира безумие и бесчеловечность.
Фильм «Шакал», на мой взгляд, ярко и наглядно повествует о широком спектре криминалитета в нашей стране. Только время действия героев фильма сознательно перенесено из одной жизненной эпохи в другую – в советский период, когда такого размаха бандитских группировок не было. Сценаристу З.Кудре, режиссеру Е.Звездакову, заказчикам фильма очень хочется оболгать тот кусочек истории нашей Родины, показав самую изощренную и кровавую бойню бандитов при беспомощности органов МВД, ОБХСС и жителей городов и населённых пунктов, умаляя их роль в раскрытии преступлений, совершаемых столь неадекватно. Не удосужились создатели киноленты использовать советы и рекомендации опытных консультантов для более правдивого освещения событий на экране. Сколько о таких опытных сыщиках показано и рассказано в цикле телепрограмм на федеральном ТВ «Легенды советского сыска», как умело, профессионально они раскрывали преступления в разных областях жизнеустройста.

Режиссер Е.Звездаков по поводу выхода фильма «Шакал» на теле экраны страны так формулирует свои мысли:

«В этот раз нет какого-то известного громкого дела, которое легло бы в основу сюжета нашей картины...»

Получается, что дела НЕТ, но мы его искусственно создадим без всякого вмешательства со стороны профессионалов: историков, социологов, юристов, ветеранов МВД и КГБ.

«Нам предстоит исторически достоверно воспроизвести период зарождения в Советском Союзе в начале 70-х годов бандитизма... Это своего рода советские гангстеры...»

Гангстеров в советское время однозначно не существовало. До такого умозаключения, кроме режиссера Е.Звездакова и его единомышленников, додуматься еще никто не смог. Высшая каста бандитов появилась, как говорится, в «лихие 90-е». Пусть вспомнит Е.Звездаков гангстеров, орудовавших на ВАЗе, Черкизовском рынке в Москве, о зловещих рейдерских захватах крупнейших предприятий нефтяной, газовой, угольной промышленности и сделает для себя объективные выводы. Советских «гангстеров» вылепили по лекалам голливудского олимпа. Да, была молодёжная группа «Фантомасов», которая, насмотревшись зарубежных сериалов, просто старалась быть похожими на полюбившихся героев, особенно нравилось им подражать «чудесам» Фантомаса, но без всякого кровопролития и садизма. В те самые времена вместе с семьей, в период летних отпусков я отдыхал «дикарем» (не всегда можно было получить путевку через профсоюз) в различных городах южного края, а также в Москве, Ростове-на-Дону, Волгограде, Сочи, Симферополе, Ялте. Но никогда не видел, чтобы милиционеры группой в пять-шесть человек ходили по улицам с автоматами наперевес. Просто чушь какая-то. У сотрудников отдела милиции было только табельное оружие – пистолет или револьвер, который они порою даже не вкладывали в кобуру.

Много «ляпов» приходится наблюдать в ходе просмотра фильма. Банда не могла иметь на вооружении автоматы Калашникова (оружия АКС-74 У в арсенале МВД просто не было, поступление их на хранение началось только в начале 80-х годов). Сотрудника МУРа не имел права проводить допрос работника КГБ без соответствующего согласования. Визит офицеров МВД в военной форме в ресторан в те времена был невозможен. Поэтому, искажая реальную действительность, авторы фильма дискредитируют органы правопорядка и честных служителей закона. По ходу изложения событий того периода можно сделать вывод, что очень тесной связи милиции с бандитами просто не существовало. Были отдельные отщепенцы, но они не играли первую скрипку по разложению рядов МВД. В моей памяти навсегда запомнился поступок капитана милиции Сенчихина, начальника паспортного стола РОВД, который совершил подлог при выдаче паспорта заинтересованному лицу за определенную мзду. Осознав своё преступное деяние, он совершил над собой суицид, потому что он не мог жить с тяжёлым грузом на душе, позоря честь и достоинство рядовых сотрудников правоохранительных органов, с которыми вместе работал много лет. Роковую роль в этом поступке офицера милиции сыграл позыв души о чести и достоинстве человека, когда нельзя переступить черту, ведущую к сделке с совестью.
В фильме «Шакал» идет нагнетание определённых постулатов криминального мира – КОДЕКСА МРАКОБЕСИЯ, который должен восторжествовать в умах и сердцах молодого поколения. Такой кодекс основывается на безнаказанности всевозможных преступлений, оправданием которых служат житейские неурядицы и тяготы жизни. Об этом можно прочитать всё в тех же социальных сетях, где так восторженно отзываются молодые люди об антигероях, не вдумываясь глубоко в философские корни морально-этических понятий о смысле человеческой жизни. Вот один из таких выводов:
«В СССР жизнь была не простая и временами трудная. Зарплату платили не много и часто с задержками, многие люди голодали. А у кого деньги были, должен был стоять в очередях за продуктами которых толком и не было. Купить джинсы это было вообще роскошью, доступной отнюдь не каждом. Наша героиня молодая девушка, она мечтает о роскошной жизни, а в те времена мечтать о роскошной жизни означало, не ходить в сером пальто таком как у соседа, а купить индивидуальную вещь и хоть как-то выделиться среди толпы»

«Она работает уборщицей на фабрике и живёт в общежитии. Она не любит свою работу, на которой приходится вкалывать днями и ночами, да и платят за которую копейки. Этих денег не хватало даже на еду, так что о покупке каких то вещей оставалось только мечтать. Совершенно случайно она увидела фильм про Бони и Клайд, где два афериста и вора занимаются грабежами, тратят награбленное и остаются безнаказанными. Это с подвигло её к первой краже, и, получив недоступное, она почувствовала огромное удовлетворение своих желаний. Но потребности росли, и она уже нацелилась на новую кражу. Как раз в это время она знакомится с чудным мужчиной. Красивый молодой парень работал шофёром, как не странно их чувства были взаимны, и он способен был на всё ради неё. Он стал помогать в её корыстных целях. И хоть они не опытные воришки, им довольно долго удается скрываться от правосудия. И есть время остановиться ведь они осуществили все свои желания, но останавливаться на достигнутом у них уже не получается. Тогда остановить их получится майору Черкасову, который на любого преступника найдет правосудие».

С большей частью таких утверждений я полностью не согласен. Не было в тот период задержки заработной платы, сам никогда этого не испытывал, а если и была, то, по крайней мере, всего на один день. Монополия производства и сбыта винно-водочной продукции находилась в руках государства, и уже вечером в Госбанк поступали огромные денежные средства от реализации алкогольной продукции. Так что утром всё очень просто разрешалось с задержкой зарплаты рабочим и служащим. Да, были трудности, особенно в послевоенные годы, когда не хватало продуктов питания и промышленных товаров. Но наш народ терпеливо превозмогал жизненные невзгоды, и не шёл по пути преступлений против своей общности, против любой личности, не пытался получить все блага сразу, в один момент. Это пришло уже потом, после распада СССР. Нюра Горбатова и Сергей Матюшин (артисты Александра Бортич и Сергей Белов) из другой оперы, начало которой положено в 90-х годах прошлого столетия. Актер Андрей Смоляков рассуждает, что «...в истории всегда бывает так, что до определённого момента в криминальном мире соблюдается некий кодекс. А потом идет, говоря жаргонным языком, “разбушлачивание”. Начинается беспредел». Но ни слова не говорит о причинах этого «разбушлачивания» и его истоках. Ему вторит режиссер Е.Звездаков: «Вся наша франшиза – размышление о природе злодейства. Нет ответа на вопрос, почему люди становятся такими».

Только и всего – РАЗМЫШЛЕНИЯ. А где же настоящий глубокий философский анализ всего того, на чём основывается этот фильм. Поэтому думать приходиться только нашему российскому народу. И несокрушимая сплоченность общества должна состоять в том, чтобы создать непреодолимый барьер преступным элементам в героизации криминального мира (очень настойчиво пропагандируется в фильме западное клише про Бони и Клайда). Совершенно нет никаких оправданий для совершения преступлений: ни для людей из бедных семей, ни из богатых. Закон одинаков для всех без исключения, несмотря на то, что один отсидел по несправедливому обвинению и вышел обозленным, другая – просто невменяемая, третий – влюблён по уши в сумасшедшую особу, а четвёртый делает всё ради всплеска адреналина. По замыслу авторов фильма миссию по раскрытию кровавых преступлений должен выполнить честный и неподкупный сыщик убойного отдела МУРа майор Черкасов. И эту роль в кино Андрей Смоляков сыграл безукоризненно и талантливо с точки зрения морально-этических норм человеческого общежития. Всё в нем прекрасно: и душа, и мысли, и поступки, и беспредельная смелость и бесстрашие в борьбе с недочеловеками. Таким он и вошел в умы и сердца каждого россиянина. Это человек высоких моральных качеств: верный кодексу чести по сохранению семейного благополучия, непримиримый к проявлениям цинизма и откровенного хамства со стороны высокопоставленных чиновников из ведомств МВД и КГБ, настоящий патриот Родины, прошедший войну и не раз видевший кровь со смертью. Долгое время проницательному майору Черкасову не удавалось выйти на след главного преступника – ШАКАЛА (хищное животное, питающееся падалью). И только в конце сериала зрителям удается узнать настоящее лицо скрытого врага – им оказался Дмитрий Алексеевич Ткач, подполковник ОБХСС (артист Сергей Жигунов) – жадный, хищный человек под маской добродетеля.

Фильм заканчивается успешным завершением операции по ликвидации преступной группировки, но сам Черкасов становится жертвой междоусобной борьбы за власть глав двух силовых структур – МВД и КГБ (их глав Щелокова и Андропова), в связи с чем он уволен из правоохранительных органов. По сути – это победа криминальной сетевой структуры со всеми вытекающими отсюда последствиями. Радует и вызывает восхищение тот факт, что не был сломлен противоборствующий дух майора Черкасова, настоящего борца с бандитским отребьем. Пусть он будет для всех нас примером мужества, стойкости и справедливости на переднем плане борьбы со злом и насилием.

В.Правдолюбов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат» № 42 (701), 2016 г.