Клады земли астраханской: истории, легенды, проблемы, перспективы

Однажды один мой знакомый по переписке в интернете, молодой краевед-любитель, посетовал: «…недавняя история про уникальную подвеску в виде головы верблюда из "металла желтого цвета" (имеются в виду раскопки "золотого" кургана близ с. Никольское в 2019 году) на частной фермерской земле – весьма показательна. Человеку не заплатили ни копейки за находку! Такие истории я слышу сплошь и рядом. Например, много лет назад произошел похожий случай. Со слов одного из очевидцев, в 1984 году на окраине села Косика экскаваторщик случайно наткнулся на курган, в котором были обнаружены артефакты стоимостью 320 миллионов рублей. Пока власти региона принимали решение о реагировании, захоронение оказалось частично разграблено неизвестными. После пяти лет судебных разбирательств экскаваторщику было выплачено всего десять тысяч рублей. Все артефакты люди могут запросто "толкнуть" на черном рынке в интернете, а могут и просто на Больших Исадах. Однако они проявляют гражданскую сознательность и сами обращаются к властям, честно отдают все находки. А что им в знак благодарности? Отсутствие выплат (а это весьма вероятно, что многие миллионы рублей), испорченная земля, ставшая теперь пустырем с песком вместо травы на пастбище для скота, вымотанные нервы, суд для вытребования компенсации… Даже грамоты не дали… Хорошо хоть статью не завели! Все это не идет на пользу археологии. И главное – это идет во вред государству, поскольку подрывает и без того шаткое доверие к нему со стороны обычных людей».

Да-а-а-а… Однако даже не знаю, что и сказать по поводу таких рассуждений о кладах, добропорядочных гражданах и недобросовестном государстве... И я такие рассуждения, за многие годы работы в музее, слышу уже далеко не в первый раз. Наверное, все-таки необходимо кое-что попытаться объяснить простым людям (обывателям), не пытающимся вникнуть в суть вопроса, а сразу и охотно верящим на слово первым встречным… Ну, как же – государство опять кого-то обокрало! Может где-то кого-то оно и «обокрало», но не в данных случаях – это уж точно! Конечно же, не я должен писать на эту тему, а мои коллегиархеологи должны были бы ратовать за торжество справедливости в данном вопросе. Но раз они молчат, то я выскажусь вместо них. За музей обидно!

В общем-то, люди имеют такую не хорошую привычку недоговаривать всей правды до конца, а отдельные факты искажать до неузнаваемости в угоду себе любимым (обиженным) и при любом раскладе выставлять себя безвинно пострадавшими. Экскаваторщик, наткнувшийся на уникальное захоронение сарматского скептуха (царя/вождя) в Косике, не собирался сдавать найденные украшения. Находку он утаил, разграбив захоронение со своими подельниками. Украшения варварски ломались на части и продавались как лом, обменивались на водку. Село «ушло в запой» на неделю (можно конечно сказать мягко, чтобы никого не обидеть – «село гуляло», да только вот язык почему-то не поворачивается). По «пьяной лавочке» кто-то с кем-то что-то не поделил и «стуканул» на «друга-соседа-родственника» куда следует. Утром все было оцеплено вооруженным спецназом КГБ и милицией – трясли все село, обыскивали все дома, чтобы хоть что-то спасти. Как минимум треть «клада» (захоронение является государственным достоянием и не является кладом; клад имеет совершенно четкое юридическое определение) было утрачено безвозвратно, в том числе и золотой лавровый венок, который украшал голову покойника. Такой венок свидетельствует о том, что покойный, вероятно, являлся наместником римского императора (насколько я помню, такой венок в мире известен всего в одном экземпляре). Этот предмет был исторически самым дорогим и самым значимым в данном захоронении. Ему не было цены!!! Понадобилось 10 лет кропотливого труда столичных реставраторов, чтобы восстановить предметы (но от венка, к сожалению, осталось лишь несколько поломанных листьев и фрагмент стебля, и реконструкции он уже не подлежал). Так что не всем россказням можно верить на слово (но люди почему-то стараются верить именно в нечестность государства, и верить людям, типа этого обиженного экскаваторщика, которому по идее грозил срок, как и некоторым другим односельчанам, но людей решили не наказывать, а они еще, видите ли, и обиделись).

Та же ситуация случилась и с курганом близ с. Никольское в 2019 году – земля не является частной собственностью фермера, случайно наткнувшегося на захоронение. Она у него в аренде под сельхоздеятельность (а именно под пастбище) и он не имел права проводить земляные работы без согласования и проекта, и уж тем более без археообследования (см. федеральное законодательство, например, ФЗ РФ №245). На захоронение он наткнулся еще аж! осенью предыдущего года, изъял из могилы два уникальных сарматских бронзовых котла – большой и маленький. И опять же не собирался их сдавать государству – большой котел был распилен «болгаркой» на куски и продан цыганам на цветмет (буквально за копейки, между прочим). Захоронение находилось в кургане. Курганы все состоят на учете, и никто не имеет право их вскрывать, только археологи и только при наличии так называемого Открытого листа! То, что он не знал, что это курган, а не просто бугор, не умаляет его вины – незнание закона не освобождает от ответственности. Конечно же, мы не снимаем вины и с организации, отвечающей за учет и сохранение археологического наследия, которая не проводит своевременную разъяснительную работу с населением. Таким образом, он молчал о находке почти полгода и когда понял, что продать оставшийся котел не получается (да и опасно), то уже и обратился в музей (а о золоте он вообще не знал, т.е. он даже юридически не является автором находки золотого захоронения). А теперь он требует свою долю и грозится подать в суд!

Лет семь-восемь назад была еще одна похожая история: двое мужчин (в Икрянинском районе) якобы на рыбалке в воде нашли два золотых сарматских украшения: нагрудную пектораль и массивный браслет из золота. И также сначала пытались их продать через интернет (а не сдать в музей!) и только когда на них вышли сотрудники ФСБ и им реально стал грозить срок за нелегальную торговлю достоянием государства, прибежали срочно в музей сдавать находки. Руководство области во всеуслышание лично пообещало им выплатить от лица области миллион рублей за проявленную сознательность. Но выяснилось одно обстоятельство: экспертиза показала, что в воде предметы, вероятно, не находились. Место, указанное в качестве места находки, на 90% не является таковым (т.е. они намеренно показывали не то место). Поэтому им было отказано в выплате. А вот то, что эти предметы ушли из Астраханского музея в Москву, в Государственный исторический музей, виновата, конечно же, администрация области, не пожелавшая оплатить апробацию драгметалла (кто оплачивает апробацию, тот и забирает на ответственное хранение). Пожалели 60 тыс. рублей и вот результат. Хотя и музей мог бы «нашкрябать» эту, по сути, не такую уж и сумасшедше большую сумму, но это уже на совести бывшего директора.

Так что у людей, как правило (за редким исключением), нет ни стыда, ни совести – одни деньги в глазах (сначала пытаются украсть, а потом кричат, что их обокрали и обидели). Конечно, бывают и другие ситуации – в 1990 году мужчина со своим сыном в центре Астрахани при прокопке траншеи нашел реально клад – старинный кувшин с 389 золотыми голландскими дукатами и 17 тысячами серебряных монет времен Ивана Грозного, сдал государству и получил причитающееся ему (конечно, не сразу, через несколько лет – обычная канцелярская волокита, но, тем не менее ему выплатили; сумма выплаты не разглашается). Клад находится в Астраханском музее и выставляется в экспозиции и известен в кругах специалистов как «Клад Зайцева».

В ответ на такую отповедь мой знакомый, немного подумав (видать, переосмысливая услышанное), написал мне: «Да, некоторые аспекты этих событий я не знал. Действительно, не все так однозначно. Люди подчас недоговаривают то, что им самим не выгодно».

Я, конечно же, не был непосредственным участником всех этих событий, но знаю все эти подробности от своих друзей-коллег, специалистов-археологов, лично участвовавших в дообследовании мест находок и дававших экспертные оценки, так сказать, из первых рук. Естественно, я могу уже что-то путать в мелочах (столько лет и событий прошло), но суть вопроса это не меняет.

При этом говоря о человеческой жадности и глупости, можно привести немало примеров, но остановлюсь на паре очень показательных историй из личного опыта. Позвонил как-то мужчина из Копановки и сказал, что, будучи на рыбалке, увидел, как обвалился берег и из обрыва выпала очень большая кость, по его мнению, «наверно динозавра». Мы как раз ехали в Черный Яр и по пути заехали в Копановку. Находка оказалась частью бедренной кости мамонта, особой ценности для науки не представляла, да и как экспонат для музея тоже была мало информативна. Но что бы не обидеть сельчанина, согласились взять ее в музей, сделав вид, что находка действительно представляет для нас определенный интерес (если отказаться, то в следующий раз человек может и не позвонить, и мы можем остаться без, действительно, чего ни будь интересного). Мы поблагодарили рыбака за проявленную сознательность и чисто человеческую позицию. Однако каково же было наше изумление, когда, где-то через час после нашего отъезда, мужик позвонил снова и заявил, что СОСЕД!!! ему сказал, что это уникальная находка, стоит сумасшедших денег, мы его обманули и пытаемся на нем нажиться! ...И начал требовать свою долю... Я пригрозил ему, что не поленюсь и вернусь сейчас обратно и с превеликим удовольствием верну ему его кость, но он должен будет возместить мне деньги, потраченные на бензин. Конфликт тут же был исчерпан!

В другой раз было еще смешнее. Пришел как-то в музей интеллигентный с виду мужчина, в костюме, в галстуке... и заявил, что нашел в песке зуб динозавра. Зуб динозавра оказался зубом мамонта, которые в доисторические времена водились на нашей территории в огромных количествах, а соответственно их зубы и не дефицит, о чем я ему честно и сказал.

Так вы что его не купите у меня?! – крайне сильно удивился он.

Хотите продавать – идите и продавайте, но он никому не нужен.

Музей такие вещи не покупает. Бесплатно еще может и возьмем...

Мужик сгреб в охапку свою «драгоценность» и, ворча что-то себе под нос, поплелся на выход. Через день он позвонил по телефону и опять предложил купить. Еще через несколько дней он уже предложил купить «ну хоть, за сколько-нибудь». Услышав очередной отказ, он в сердцах обижено бросил трубку. А к слову сказать, у нас в музейной коллекции около 1,5 сотен таких зубов, да и у меня в лаборатории еще штук 20 тогда лежало, так что этот зуб нам действительно погоды не делал.

Чем же закончилась эта история, спросите вы? А закончилась она как я и предполагал с самого начала – через месяц мужик молча пришел, молча положил на стол зуб и так же молча удалился. Я даже сказать ему ничего не успел! А зуб-то ведь тяжелый был, окаменевший – килограммов на пять-шесть будет! И не лень ему было таскаться с ним целый месяц!

А вот самая смешная история. Позвонили мне как-то с музейной вахты и попросили подойти. Подхожу, стоят два казаха.

Мы на рыбалке из реки выловили огромную кость! Пойдемте, покажем. Она у нас в машине лежит.

Пошли. Около музея стоял грузовик, в кузове лежало что-то большое и длинное, накрытое брезентом. Они открыли борт, откинули брезент и выгрузили на асфальт бедренную кость мамонта.

Вот так же в прошлом году нам привезли такую же кость, мы ее потом распилили, а внутри было золото! – по привычке пошутил я, не успев вовремя прикусить свой болтливый язык.

Мужики быстро закинули находку обратно в машину, прыгнули в кабину и без всякого «до свидания» дали по газам!

Ну, зачем я это сказал? Кто меня за язык тянул? Костяшка-то хорошая была, большая, целая!

Однако, возвращаясь к нашей непосредственной теме разговора, то есть, говоря о кладах, хочется заметить, что земля наша астраханская действительно просто напичкана всякими уникальными артефактами. Ведь на нашей территории кого только не было: сарматы, хазары, половцы, бóлгары, «татаро-монголы»... и все кого-то хоронили, что-то припрятывали на черный день, что-то просто теряли... А еще были крестьянские восстания, бунты, революция, гражданская война, раскулачивание и многое другое! Так что земля наша и в правду хранит немало тайн... А каких только легенд и баек о сокровищах не наслушаешься в народе! А народ зря говорить не станет!

Так, например, одна из самых распространенных тем связана со знаменитым казачьим атаманом-бунтарем Степаном Разиным.

Гнались как-то царские войска за разинским отрядом вдоль Волги, теснили его в сторону Царицына. А у Разина в обозе было около или более (по разным свидетельствам) 10 подвод, груженных награбленным добром. И вот возле села Соленое Займище одна из подвод перевернулась на обрыве, и все ее содержимое рассыпалось по обрыву, но большая часть улетела в реку. Но разинцы не стали собирать сокровища, не до того им было, царские войска на пятки уже наступали. Наконец возле самого Черного Яра все-таки удалось прижать повстанцев к Волге, но тут стало уже темнеть, и решающую атаку было решено отложить до утра – куда они денутся, окружены со всех сторон! Однако Степан Разин не собирался сдаваться и под покровом ночи и предутреннего тумана переправился со своим войском на другую сторону Волги на самодельных плотах, бревнах и корягах, но на другой стороне реки они оказались уже налегке, без обоза. Молва народная из уст в уста, из поколения в поколение передает легенду о том, что ночью Разин распорядился сложить все золото из телег в две ладьи и закопать их в прибрежных оврагах («буераках» по-местному), чтобы избавиться от лишней обузы. Я не знаю, были ли у них с собой эти ладьи или держали они их на всякий случай в Черном Яру про запас (всем известно, что многие крестьяне (простолюдины) поддерживали восстание Стеньки Разина, помогали ему, чем могли и сочувствовали), но факт остается фактом – как утверждает местная легенда, закопали разинцы золото в ладьях.

Я волей случая столкнулся с этой историей, не зная даже сути этой легенды и никогда ее даже не слышав. Дело было осенью 1983 года, когда нас, студентов-первокурсников направили в Черный Яр на колхозные поля собирать урожай. Девчонки в поле собирали помидоры, а мы грузили их на баржи в Черноярском порту. И вот однажды в перерыве между баржами я бродил по берегу и увидел в основании оврага, выходившего в обрыв, остов большой лодки, вымытой из обрыва вероятно во время паводка. Находка представляла собой полностью сохранившийся левый борт от киля до бортового бруса и от носа до кормы. На бортовом брусе были видны несколько металлических скоб, которые я счел уключинами. Я зарисовал находку и в дальнейшем по возвращении домой показал свои зарисовки музейным историкам и археологам. Все специалисты однозначно сказали, что это борт ладьи времен разинского восстания, при чем сохранность находки великолепная и при минимальных затратах она может стать отличным музейным экспонатом. При этом металлические скобы оказывается были не уключинами, как я считал, а креплением для фальконетов (маленькие бортовые пушки, которыми снаряжали маломерный флот). И вот тут-то я впервые и услышал эту легенду о закопанном под Черным Яром кладе Стеньки Разина. Все сошлись на мнении, что вероятно это останки одной из тех закопанных ладей – об этом свидетельствовали и место находки (в обрыве в основании оврага), и возраст, и тип судна и наличие креплений для фальконетов (т.е. это была боевая ладья). Но, к сожалению, как это всегда бывает, у музея на тот момент не нашлось средств на экспедицию, и было предложено отложить поездку на следующий год, но следующим паводком борт лодки был полностью уничтожен. Так эта тайна и осталась не разгаданной. Второй раз на это место я уже попал только в 1990 году, уже будучи сотрудником музея. А близ села Соленое Займище до сих пор есть место на берегу, которое местные называют «Золотой спуск» (якобы то самое место где перевернулась одна из подвод Степана Разина) и поговаривают, что периодически там находят монеты того периода, а может и не только монеты. И с этим спуском связана еще одна интересная легенда (не рискну, пожалуй, назвать ее «историей», т.к. официальных подтверждений ей я в литературе не нашел), которая связана непосредственно с первой. Многие из вас, наверное, проезжая мимо Соленого Займища, обращали внимание на красивую церковь, слишком большую и богатую для такого маленького и заурядного села. Так вот сельчанестарожилы рассказывают, что некогда (в начале XIX века) жил в селе один бедный рыбак и как-то закинул он невод в Волгу (как раз напротив Золотого спуска) и вытащил со дна небольшой бочонок, доверху набитый золотом. «Бог дал – бог взял!» – решил рыбак и на все эти деньги построил большой храм. Говорят, золото было разинским, из того самого опрокинутого воза!

Есть и еще одна легенда, связывающая Черный Яр и Степана Разина. В Черном Яру все жители уверены, что знаменитый «Сон Степана Разина» приснился ему как раз накануне переправы близ их села, хотя многие с этим и не согласны. На Дону, например, считают, что этот сон ему приснился там у них и даже точное место и дату называют. Но как бы там ни было, но знаменитую песню про вещий сон Жанна Бичевская нашла (впервые услышала и записала) именно в Черном Яру и после ее исполнения она стала суперпопулярной в народе, а в самом селе она пелась уже не одну сотню лет.

Говоря о селе Черный Яр (кстати, до 1925 года Черный Яр имел статус уездного города) как не вспомнить еще одну байку о сокровищах, услышанную когда-то давно моим отцом от одного дедка-черноярца, так сказать из первых уст. Когда во время Гражданской войны стало понятно, что город не сегодня, так завтра перейдет в руки красных, настоятель местного храма (вполне так себе богатого) решил спрятать все церковные ценности и спасти от разорения. Ночью, тайком все было упаковано и спрятано в колодце, в котором на определенной, известной настоятелю, глубине был боковой отвод (небольшая ниша), где все и сложили до лучших времен. Об этом схроне знали только сам настоятель, мелкий служка и истопник храма (тот самый старичок, рассказавший сию историю). Когда белые покидали город, то закидали этот колодец, на всякий случай, гранатами, что бы у красных были проблемы с питьевой водой (про клад-то они не знали). Большевики пришли, как оказалось в дальнейшем, очень надолго. Попа расстреляли, служка сбежал вслед за белыми, церковь взорвали, а на месте бывшего колодца выстроили со временем большой Универсам. Да и дед-истопник тоже уже давно умер, упокой его душу! Вот такая вот история. Где тут правда, а где вымысел уже не разобрать. Одно только могу сказать, что дедок этот, по свидетельству моего отца, поведал ему эту байку, ни в коей мере не сожалея о потерянных сокровищах, а просто констатировал факты... так… для истории…

Вот теперь покончив с черноярскими былинами, можно с чистой совестью и опять вернуться к Стеньке Разину. А вы, что думали, что это все?! Какой человек – такая и слава! Человек-легенда, человек-загадка, человек-тайна! И тайна эта простирается далеко-о-о за пределы нашего края.

Когда царские войска, преследуя разинцев и тесня их все к тому же Царицыну, уже почти нагнали их у озера Баскунчак и уже почти праздновали победу, как вдруг неожиданно на помощь Степану Разину пришли местные калмыки и укрыли его с товарищами в своей родовой пещере где-то у подножия горы Большое Богдо (в окрестностях озера и горы Б. Богдо и поныне существует не мало пещер), вход в которую всегда держался в тайне. Говорят, что в детстве у Стеньки Разина была кормилица-калмычка, и он хорошо знал калмыцкий язык и их обычаи, что и объясняет столь неожиданную помощь. И вот там-то и спрятал, согласно местной легенде, Разин остатки своей казны до лучших времен, но лучшие времена для него уже потом так и не настали. После подавления мятежа Разин и все его ближайшие сподвижники были казнены.

Однако со Степаном Разиным связаны не только наши родные астраханские места, но и Донские степи, и Саратовское и Волгоградское Поволжье, и везде существуют легенды о спрятанных им сокровищах. Многие пытались искать разинские богатства, да никому они в руки не идут. Я сам по молодости много лет посвятил поиску легендарной пещеры Степана Разина на Баскунчаке и даже нашел нескольких очевидцев, лично побывавших в этой пещере, и все они независимо друг от друга описывали одно и то же место (и местные баскунчакцы, и волгоградцы, и астраханцы и даже жители других отдаленных российских городов). Вход в пещеру располагался у подножия горы со стороны так называемой «Самолетной балки» в одной из воронок. В пещеру вел узкий вертикальный лаз, который через какое-то время расширялся в небольшую явно рукотворную «комнату». С двух сторон в боковых стенах были выдолблены две небольшие ниши, посередине возвышался большой плоский камень, вроде стола, а в задней стене, относительно широкой расщелиной, вглубь уходила сама пещера. Самое интересное, что все свидетели описывают эту комнату абсолютно одинаково и все акцентируют описание на одном моменте – при входе в комнату (на правой стороне входа) выцарапана надпись: «Степан Разин». Да и место расположения воронки все указывают одно и то же, да только там теперь нет никакого входа – он попросту уже давно взорван «вояками». Дело в том, что в окрестностях озера, со стороны Казахстана в советские времена располагался огромный воинский полигон с предупреждающими надписями по периметру запретной территории «Стой! Стреляют без предупреждения!», и в целях безопасности в какой-то момент (когда астраханцы увлеклись исследованием пещер) было принято решение повзрывать все наиболее значительные входы. Так исчезли очень крупные (по некоторым оценкам) пещеры Солитхат, 40 дыр, Степана Разина и многие другие. Вояки, вероятно, боялись (и, вероятно, не безосновательно), что какая-нибудь подземная полость может выходить на территорию их полигона. И, наверное, недаром среди астраханских спелеологов до сих пор ходит байка, о том, как один бородатый мужичек (фамилию оставлю в тайне; догадайтесь сами с трех попыток) на резиновой надувной лодке, исследуя одну небольшую пещерку на Баскунчаке, затопленную водой (она так и называется «Пещера с водой»), спустился под землю на одной стороне озера, а через какое-то время вдруг выплыл в другой пещере на противоположной стороне озера. Вот для предотвращения таких эксцессов и были взорваны многие более-менее крупные «дырки» в земле, а для туристов были оставлены только пещера Баскунчакская, известная в определенных кругах как Студенческая, и рукотворная штольня на горе Богдо.

Однако сокрытых сокровищ в астраханских степях хватает и без Степана Разина и подтверждением тому является, пожалуй, самая легендарная из всех легенд – легенда о спрятанном где-то на наших просторах Золотом коне Батыя, первого правителя Золотой Орды (Улуса Джучи по-научному), основателя города-столицы Сарай. Ох, не зря эту Орду потомки назвали Золотой! По преданию вход в ханский дворец в Сарае украшали две конские статуи, выполненные в полный рост из чистого золота! Далее эта легенда гласит, что после смерти Батыя один из коней был захоронен вместе с ним, а второй спрятан где-то в степи. Но у этой легенды есть несколько версий (вот так всегда!) и они довольно существенно расходятся в той части, которая касается непосредственно места захоронения самого хана (кто бы сомневался!). По одной из версий Батый был похоронен на исторической родине в Монголии, по другой – где-то здесь на астраханщине. Отдельные исследователи предполагают, что для сокрытия места могилы, было отведено в сторону русло какой-то реки, захоронение было устроено в осушенном русле, а после погребения реку вернули на свое место. Другие, ссылаясь на какие-то малоизвестные средневековые источники, утверждают, что могила была вырыта посреди степи (только вот какой – монгольской или нашей?) и, после совершения обряда погребения, по этому месту были неоднократно прогнаны многотысячные табуны, стада и отары лошадей, коров и баранов, чтобы стереть с лица земли любые намеки на захоронение, а все, кто участвовал в погребении были убиты! Вот так вот! Ох, уж, эти средневековые нравы! Однако обе эти версии практически один в один повторяют историю похорон Чингиз-Хана! Но как бы там ни было, второй-то конь считается, что сокрыт где-то у нас! И вот его-то и ищут уже более 100 лет все, кому ни лень – бродят люди по степи кто с самодельными «лозами-рамками», кто с металлоискателем, а кто и просто наобум с лопатой. Не дает этот конь покоя никому, в том числе и всем астраханским археологам не в одном уже поколении. Каждый уважающий себя археолог в Астрахани в тайне мечтает стать Шлиманом (тем самым, что открыл для науки легендарную Трою), откопав Золотого коня, желательно целиком, ну или на худой конец хотя бы какую-то его часть, например, правое заднее копыто или еще какую деталь, хоть даже и круглую, лишь бы золотую! Но пока – увы! Но люди рук не опускают!

Тему Золотой Орды можно продолжить следующей историей. В самом начале 80-х годов прошлого века наш музей неожиданно завалила письмами одна очень старая, но очень настойчивая казашка из села N, утверждавшая, что является последней в роду хранительницей тайны богатого царского захоронения одного из последних золотоордынских ханов, так сказать наследница престола. Сетовала на отсутствие толковых наследников, которым могла бы передать свои знания и, что бы тайна не ушла вместе с ней в могилу, решила передать ее в хорошие руки, т.е. отдать государству, через наше посредничество. Однако в музее к ее письмам отнеслись с весьма большим и вполне понятным недоверием и просто «продинамили» эту информацию. Ну, кто же в здравом-то уме такое может вслух сказать – «Я знаю, где зарыты огромные сокровища и если хотите, вам покажу»!!! Да и не просто сказать, а фактически кричать на каждом углу (как потом выяснилось, все в селе знали, что ОНА ЗНАЕТ)! В общем, полная клиника... Однако настырная бабушка не сдавалась и стала писать «куда повыше», и когда директору музея уже позвонили из управления культуры и чисто по-человечески попросили: «Да, съездите вы уже, проверьте для успокоения души, а то она еще куда «повыше» напишет. Греха потом не оберемся»! Ну, в общем, тянули время, сколько могли, а когда все-таки собрались и поехали, то оказалось, что бабулька уже тихонечко померла. Местные показали приехавшим из ГОРОДА! сотрудникам музея бугор в окрестностях села, в котором якобы и находилось, со слов покойницы, царское захоронение, но где находится замаскированный вход, никто не знал. Музейщики походили вокруг бугра, заглянув во все, так сказать, щели и ничего не найдя, из того, что могло бы указывать на возможное захоронение, пожав плечами уехали восвояси, не забыв на прощание хорошенько отужинать в настоящей казахской юрте по личному приглашению главы сельсовета. Со временем вся эта история забылась, многие из участников тех далеких событий уже давно не присутствуют среди живых, и никто уже и не помнит, какое это было село, какой бугор и как звали наследницу ханского трона. Очередная тайна канула в лету. А все потому, что никто не верил в нее. А может и зря!!!

Вообще наш музей, так или иначе, фигурирует еще в паре не менее загадочных историй, которые также стоят упоминания. Так по одной из версий (можно читать как легенд) в дореволюционные времена часть здания нашего музея занимал филиал какого-то Северо-Кавказского банка и имел в своих хранилищах немалое количество «Золотого запаса». Пришли смутные революционные события, плавно перешедшие в Гражданскую войну. Город большевикам отдавать вроде бы никто не собирался и банк не счел нужным своевременно вывезти драгоценности в более безопасное место, а когда жизнь прижала, то уже не оказалось такой возможности. Суть легенды такова, что, когда город перешел в руки красных все хранилища банка, оказались внезапно пусты. Все исчезло за одну ночь! Есть версия, что все было спрятано тут же в музейных подвалах, а подвалы завалены всяким строительным мусором. «Какие же в музее подвалы?» – недоуменно спросите вы. Все знают про цокольный (полуподвальный) этаж, оборудованный под хранилища музейных коллекций, где спрятать что-то действительно было не реально, но мало кому известно, что ниже находится еще вентиляционный подвал, который был обнаружен совершенно случайно при одном из ремонтов в 90-х годах (вернее был обнаружен вход в него). Я был одним из немногих, кому директор разрешила спуститься и посмотреть, что там находится. Мы вооружились фонариками и спустились во входной колодец. Подвал представлял собой относительно широкую и высокую галерею со сводчатым потолком и уходил в обе стороны от входа. В стенах на определенном расстоянии были небольшие ниши, из которых вверх внутри стен шли узкие воздуховоды, которые и поддерживали естественную вентиляцию здания. Подвал был абсолютно сухим, пол покрыт толстым слоем пыли, а на одной из стен на штукатурке были вырезаны какие-то каббалистические символы с пентаграммой посередине и непонятные «иероглифы». Мы вылезли наверх за карандашом и бумагой, чтобы перерисовать увиденное на стене, но нас у выхода уже поджидали «серьезные люди в строгих костюмах из серьезного заведения» и мы сразу поняли, что обратного пути у нас уже не будет. Рядом с ними стояла директор музея Карасева Алевтина Павловна. Завидев нас, она смущенно пожала плечами, мол «Что я могу поделать? Я обязана была доложить куда следует». Так что обратно нас уже не пустили, а по памяти рисунки мы воспроизвести не смогли и что обозначала вся эта «белиберда» мы уже никогда не узнаем, так как на следующий же день, по распоряжению КГБ (или уже ФСБ тогда?), входной колодец был залит бетоном всклень. Мы до сих пор думаем, что загадочные надписи вполне могли иметь отношение к исчезнувшим сокровищам банка. А о том, что банк здесь действительно все-таки был, говорит наличие специальной комнаты с бронированной сейфовой дверью и бронированного сейфа иностранного производства с многочисленными ячейками, до сих пор хранящегося в цокольном этаже. Однако каракули на стене – это еще не все с чем нам там пришлось столкнуться. В музее давно существует еще одна старая легенда, уже изрядно всеми подзабытая на сегодняшний день (в музее сейчас работает практически одна молодежь, старых сотрудников по пальцам можно пересчитать), которую и я даже уже толком не помню. В общем, в музее якобы иногда бродит дух одной некогда умершей здесь благородной дамы в белом развевающемся платье, т.е. попросту – привидение. Появляется она редко – примерно один раз в полсотни лет (ну иногда чаще, иногда реже – когда как). На своей памяти я помню только одного человека, видевшего ее – дядю Мишу Черного, работавшего вначале 70-х в музее ночным сторожем. Так вот, когда мы бродили по подвалу, в какой-то момент нам почудилось, что в дальнем конце галереи промелькнуло что-то белое. Может и просто почудилось (обстановка располагала), но почудилось сразу всем четверым – вроде как молодая девушка с длинными распущенными волосами в развевающемся платье выплыла из одной стены галереи, пересекла ее и растворилась в другой! Быстро проскользнула, как тень. И, тишина-а-а-а! А может у кого фонарик просто неудачно бликанул… Все может быть, но ощущение было запредельное! Вспомнил, рассказал, и самому стало жутко!

Но и это еще не все! Как-то мы с отцом в лаборатории сверлили стену, для того чтобы найти стенной воздуховод и вставить в него вытяжной вентилятор. Пустота в стене, на которую мы в конечном итоге все-таки наткнулись, хоть и не с первой попытки, выглядела точно так же как и искомый нами воздушный канал, но в отличие от него эта шахта внутри была вся покрыта толстым слоем сажи (к слову сказать, мы в последующие годы нашли еще пару таких же закопченных шахт). Оказалось, что мы наткнулись на отопительные «стволы» и они шли не только вверх, но и вниз. Однако так как мы, когда были в вентиляционном подвале, не видели там закопченных воздуховодов, то значит, они уходили еще ниже и ниже должен быть еще один подвал – отопительный! Это старая, известная и очень продвинутая технология – котельная располагается в подвале, от нее расходится обширная сеть каналовтепловодов, по которым горячий воздух поднимается внутри стен вверх и таким образом обогревает все здание (поэтому у старых зданий такие толстые стены – в них проходят и вентиляционные и отопительные системы).

Однако что-то я немного ушел в сторону от выбранной темы. Так вот, к чему я это все рассказал – незаметно спрятать от посторонних глаз что-то ценное у Кавказского банка возможность была. Место позволяло – аж целых два подвала! Есть над чем задуматься... Хотя, может они, и вправду успели все просто вывезти в последний момент, и нет никакого клада, как считают отдельные скептики. Все может быть...

Но это все байки и легенды о том, что вероятно могло быть или возможно было, но так и осталось неразгаданной (во всяком случае, пока) тайной. Но бывают истории и с более счастливым концом (ну или не очень). Об одной такой реальной истории я и хочу рассказать. Это было в самом начале 80-х годов ушедшего ХХ века. Затеяли как-то городские власти построить новый Универсам в самом центре города. Место выбрали видное, удобное, так сказать, проходное – на углу Братского садика с Вечным огнем, напротив угловой башни кремля, которую в народе именуют башней Степана Разина или Разинской башней (и опять Стенька Разин!) по городской легенде именно со стороны этой башни начался штурм Астрахани его войсками, и именно с этой башни и был сброшен астраханский воевода после захвата города разинцами). При закладке фундамента был вырыт экскаватором большой котлован, при рытье которого ковш экскаватора вдруг неожиданно вывернул из земли огромный, тяжелый, бронированный сейф, запертый на очень хитроумный замок, вероятно, иностранного производства. Сейф выглядел старым и явно дореволюционным. Рабочие о находке сообщили своему непосредственному начальству, начальство сообщило в музей, директор музея позвонила в милицию... на всякий случай... В общем, все появились возле котлована практически одновременно. Оказывается, стройка была затеяна на месте некогда стоявшего здесь до Великой Октябрьской Социалистической Революции большого и богатого храма, снесенного впоследствии пришедшими к власти большевиками. Все единодушно сошлись на мнении, что в сейфе, с большой долей вероятности, может находиться церковная казна, припрятанная от вездесущих «безбожников» в смутные революционные времена. Пока думали, как удачнее распорядиться неожиданным счастьем, подъехали, никем не званые, люди в штатском («стучат» в народе понемногу!), оцепили место происшествия, подогнали быстренько грузовик и подъемный кран, молча погрузили сейф и также быстренько исчезли, как и появились. Все размазали по щекам, пущенные было слюнки, утерлись и с глубоким вздохом разошлись по своим рабочим местам. Ни благодарности, ни грамоты, ни даже простого человеческого «Спасибо, товарищи!». Больше этот сейф никто не видел! Что в нем было так и осталось загадкой! Но сейф все-таки был! Вот это я как раз и называю «счастливой историей с не очень счастливым концом». Но какова интрижка! Ведь если бы до прибытия КГБэшников успели бы вскрыть сейф и там бы оказались сокровища, то можно было бы подумывать и о 25%, положенных по закону, а кому-то и о повышении по служебной лестнице. Но, увы! Делить шкуру не убитого медведя занятие бестолковое и бесперспективное!

Однако к этой импозантной истории хотелось бы кое-что добавить. По уточненным данным Николо-Гостиная церковь, якобы на месте которой и был обнаружен вожделенный сейф, стояла все-таки чуть в глубине, в сторону ул. Кирова (бывшая ул. Полицейская), а непосредственно на Кремль выходил Торговый Дом братьев Гантшеров, в котором торговали, в том числе и ювелирными украшениями (сгорел во время январских боев 1919 года вместе с Русским Гостиным Домом, находившемся на территории современного Братского сада). Соответственно сейф вероятнее всего имел отношение все-таки к Торговому Дому Гантшеров, нежели к «божьей обители», что еще больше увеличивает интригу!

Что тут еще сказать? Могу привести несколько примеров, как людям иногда везет. Лет 20 назад мужик в Красном Яру копал у себя во дворе колодец и попал ямой прямо на голову покойницы-сарматки, а на черепе оказалась большая золотая височная подвеска в виде спящего льва, лежащего в кольце. Я видел фотографию – это настоящее произведение искусства, равное нашим подвескам с всадниками на конях из музейного собрания! И вряд ли эта подвеска была одиночной, как утверждали продавцы. К сожалению, этот раритет ушел налево – продавали его из-под полы ребятишки с квадратными челюстями и накачанными мышцами. Судя по их лицам, автору находки, вероятно, мало что с этого «везения» досталось кроме головной боли.

Еще один везунчик лет 40 назад в степи пошел по малой нужде и «вымыл» из земли золотую сарматскую бляшку, богато украшенную орнаментом в знаменитом зверином стиле. Судьба находки мне не известна. Другой «вах, красавчик!» залез на чердак старого деревянного полуразрушенного дома, предназначенного под снос, и под стрехой нашел кавказский кинжал в ножнах отделанных серебром, завернутый в газету 1916 года. Кинжал первой половины XIX века, между прочим! Тесть мой покойный рассказывал, что когда они в конце 70-х переехали на новую квартиру (в старом купеческом особняке), то во время ремонта решил поменять сгнившие от времени подоконники. Под подоконником оказалась большая ниша-тайник, битком набитая царскими бумажными банкнотами по 25, 100 и 500 рублей (так называемые в народе «Катеньки» и «Петрушки»), поверх которых лежали многометровые «Керенки», свернутые в пухлые рулоны. И таких случаев тоже не мало. Да, вот один из последних, хотя бы! Ну, просто уникальный случай, по своей курьезности! Мужик-работяга на свалке подобрал обычную межкомнатную дверь б/у, чтобы подлатать немного и поставить дома в спальне (новыето дорогие, не укупишь!). Во время ремонтных работ вскрыл обшивку двери и остолбенел от счастья – внутри лежал целлофановый пакет с современными российскими рублями на сумму 3.000.000! И это еще не все – там же лежали еще и 20.000 американских долларов! Работяга от счастья ушел в долгий запой, и я, так думаю, до сих пор, наверное, из него еще не вышел.

Так что земля наша действительно богата, да и не только земля – сколько всякого добра покоится на дне речном. Например, где-то на Волге лежит затопленная баржа, по слухам, доверху набитая знаменитым Кузнецовским фарфором, и есть даже люди, которые якобы знают местоположение этой баржи, но я думаю, что знают только очень приблизительно, иначе давно бы уже, как белые люди, на «Ролс-Ройсах» ездили.

М.В. Головачёв, ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник», АО ВОО «Русского географического общества», Всероссийское палеонтологическое общество при РАН. «Астраханский краеведческий вестник. Выпуск XII» (публикуется с незначительными сокращениями).

© Астраханское отделение РГО, 2024. 

© Коллектив авторов, 2024. 

© Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2024.