Хамство всё увереннее занимает призовое место в нашей повседневной жизни, уже опережая две основные российские беды - дураки и дороги.
Известный русский писатель и религиозный философ Дмитрий Сергеевич Мережковский еще сто лет назад так описывал этапы возникновения российского хамства: «православная казенщина» - прошлое явление, современное хамство - государственная бюрократическая система, а будущий хам - это идущий с самого низа. Или как он точно подметил, «Воцарившийся раб». Этот - самый опасный. Проще характеризует уродливое явление известная русская поговорка «из грязи, да в князи». Судя по происходящему в современной жизни - мы застряли где-то посередине, между вторым этапом и последним.
Особенно ярко признаки этого бедствия, на мой взгляд, проявились на российских дорогах. Возможно потому, что хамство в госконторах, в поликлиниках, на транспорте стало давно привычным. И масштабы этого явления уже мало обескураживают и почти не обсуждаются даже в соцсетях. Не редкость хамство и в общении политиков, бизнесменов и даже высших чиновников, часто открыто использующих тюремную лексику. Оно не могло не проникнуть в законотворчество, судя по некоторым правовым актам, принятых Госдумой.
Причины этого омерзительного явления объясняются по-разному, большинство ученых считает, что российское хамство – ответная реакция людей на постоянное давление со стороны государства, их унижение и рабское состояние. Некоторые эксперты находят корни возникновения хамства в природных условиях, у нас, дескать, суровый климат. Мороз на улице, некомфортно, неуютно, холод на душе человека. Но как тогда быть с населением Гренландии, Канады, Финляндии и Норвегии, где тоже лютые холода?
Дело, все-таки, не в климате. Точнее, не только в суровых условиях нашего проживания. В культуре, в образованности, в уровне терпимости людей, в их восприятии этих негативных проявлений в своей повседневной жизни. И не только, конечно, это.
На мой взгляд, не слишком просвещённый в социологии, современное хамство сравнительно молодо, оно произрастает во многом из тяжелой социально-экономической ситуации девяностых годов прошлого века. Время крутого поворота поломало тогда немало человеческих судеб. Выбросило на обочину много людей, образованных, интеллигентных и порядочных. Такие всегда страдают первыми на изломах, не умеющие сразу отречься от своих жизненных принципов и убеждений и быстро адаптироваться к изменившийся обстановке. С государственных учреждений (других и не было) ушло много порядочных, добросовестных и классных специалистов. С кем осталась власть? Приспособились самые цепкие и изворотливые. Они, увы, и сейчас в политике, и во власти. Но больше всего пострадали в те лихие годы, конечно, дети: у взрослых главной целью стала проблема остаться на плаву, заработать, чтобы выжить. Было не до детей. Получившие такой урок от зарождающего капитализма, не ощутив всей доброты и внимания, они не по годам зачерствели, научились быть немилосердными, жесткими. Пробелы в воспитании щедро «дополнили» дискотеки в подвалах, порнокассеты, продававшиеся в любом киоске, телевизор, заполоненный мордобоем, убийствами, матом. Кстати, если порнокассеты, наконец, упаковали в пленку и убрали подальше из продуктовых киосков, то телевизор практически не изменился. Продолжает свои разрушительные вливания, слишком сильно телевизионное лобби, чтобы поставить его в цивилизованные рамки. Телевизором управляют сегодня те повзрослевшие детки девяностых. Не случайно герои их экрана все также брутальны, нарушают законы, берут взятки, бьют женщин и добиваются цели любыми средствами. Вот посмотрите на чернобрового юнца в потрепанном огромном внедорожнике, остановившегося прямо на середине шоссе, чтобы потрепаться со знакомцем в насмерть затонированном «бумере», остановив движение. На замечание он лишь брезгливо искривил физиономию: «Че, не можешь подождать?».
Разве этот автохам не повторяет манеры тех самых современных телевизионных «героев», которым позволено все и всегда? Пример рядом, каждый день перед глазами.
Да что там юнцы за рулем. Возьмите предполагаемый наш образец выдержки, высокой культуры и порядочности - думских кнопкодавов. И они вынуждены принять для себя так называемый «Кодекс этики депутатов». Ну не могут законотворцы без сдерживающей бумажки вести себя прилично.
Но откуда всплеск хамства именно на дорогах? В чем причины его массовости – сработали материальные детонаторы или это больше социально-психологические факторы.
Безусловно, что, прежде всего, это следствие нынешней широкой доступности «роскоши» на колесах. Причем, в самом прямом смысле слова – роскоши, ведь крутой внедорожник, побывавший в авариях, сегодня может купить любой желающий со средним достатком. О крепко подержанных скоростных иномарках, даже не говорю, отдают за полцены. То есть за руль в большом числе пересели, скажем так, граждане, не обладающие полным набором необходимых качеств, чтобы считаться высокообразованными и просто культурными людьми. Они принесли с собой и обычные в своей среде формы и методы общения, поведения и лексику простых уличных пацанов. Не могли этого не сделать.
Подрезать перед светофором, прижав соседа к обочине, и еще посигналить, дескать, не видишь, кто рулит - культурный водитель не станет. Или нагло, не обращая ни на кого внимания, пробираться к светофору по левому третьему ряду, чуть не цепляя за бампер и блокируя движение законопослушных коллег, ожидающих на полосах - это манера вождения как раз тех «крутых» пацанов из подворотни. За примером ходить далеко не надо. По соседству сразу две довольно бедные семьи весной купили иномарки. Можно только порадоваться за них, если бы не такие подробности. Одна семья живет в полусгнившем бараке без удобств, и теперь великолепную, хоть и подержанную белую японку, стоящую под домом постоянно обволакивает сажей из трубы их печного отопления. Хозяин седана - молодой охранник магазина на ул. Победы, без образования, имевший непростые отношения с полицией. Год назад разошелся, проживает вместе с матерью. Чтобы купить машину, взял кредит. А вторая юная водительница - повариха из кафе, ютящаяся в тесной комнате многоквартирного деревянного дома дореволюционной постройки, тоже порадовала банк щедрыми процентами за кредит.
Повторяю, каждый человек вправе делать, что хочет и поступать как знает. Это его выбор - построить теплый туалет для пожилой матери или купить себе машину. И совершеннолетняя работница общепита захочет провести воду бабушке на кухню – возьмет кредит и сделает это. Или купит себе иномарку. Кому какое дело! Дела-то, конечно, нет, есть тревога. Ведь известно каждому, что поступки человека (в том числе за рулем автомобиля) в прямой зависимости от уровня его воспитания, культуры и образования. А вот с этим у нас серьезнейшие проблемы. Так что встречи на шоссе с «выпускником» детской комнаты милиции или молодой женщиной, не сумевшей окончить школу, неизбежны и ничего хорошего не сулят.
…Дорога от Астрахани до Элисты можно сказать образцово-показательная. Ввиду отсутствия условий жизнедеятельности, автомобильные хамы тут массово не произрастают. Точнее, не могут проявить себя. Если не снижать до ста десяти в час, попутных лихачей пересчитаете по пальцам одной руки. Благодать! Если бы не жара и не унылые пейзажи калмыцкой полупустыни.
После Элисты толчея на шоссе резко возросла и безнадежно увязла в первой километровой пробке при въезде в Ставрополь. Объездную мы обидно прохлопали. Пришлось ползти на нервах больше часа, пока, наконец, не вырвались на сравнительно свободную автотрассу среди бескрайних ставропольских полей. Красота! Но автохамы встречаются всё чаще, правда, в попутном направлении.
С гаишниками метаморфоза: до самого Черного моря проехали без единой взятки и даже грубого слова со стороны служителей дорог. Хотя встречались они довольно часто, но, сильно реже, чем три года назад. Общественное мнение, как интенсивная пропаганда, эффективнейшее средство воздействия на психологическое состояние вменяемого человека. Ядовитые шутки, фельетоны о тупых мздоимцах с жезлами, заполонившие газеты, телеэфир с интернетом, видимо, достали гаишников до самых кишок. Может, какие-то результаты принесла и перестройка в полиции. Но совсем другие люди на дорогах! Разве что это мы проехали не той автотрассой. Однако, три года назад на этом же маршруте нас «дважды» обобрали, нам трижды нахамили и одни раз, оштрафовав, десять минут не отпускали, куражились, поигрывая своими полосатыми дубинами…
Надо отдать должное землякам – астраханским лихачам. Они, конечно, и подрезают, и обгоняют где попало, и охотно хамят на замечания, но до бесшабашных кубанских автонаездников им все-таки далеко. Возможно, это влияние чрезмерной насыщенности краснодарских дорог, или роль играет их близость к кавказскому темпераменту. Так или иначе, но участок автотрассы от Крымска до Новороссийска, расстоянием сорок километров с небольшим, мы еле одолели за два часа. Такого фейерверка на асфальте я не наблюдал больше нигде. Обгоняли остановившуюся плотную колонну в два ряда автомашин и слева по встречке, и справа по обочине. Обходили сходу, не раздумывая с обеих сторон, видимо, это тут в порядке вещей. Нарушали все, без особого различия на социальную принадлежность: за навороченными джипами последних моделей мчались разбитые шестерки и проржавевшие насквозь автобусы «Кубанцы» и двухэтажные «Маны», пролазили даже разукрашенные «пароходы» дальнобойщиков. И эта вся ревущая пылящая обочиной масса гурьбой устремлялась к очередной пробке, закупоривая ее, казалось, навечно. Как стадо бестолковых баранов через открытый загон. Только вот кто в этой ситуации глупая скотина, еще вопрос: кто устремился на обгон по встречке, или же кто терпеливо ожидает своей очереди по правилам? Злился не от того, что не рискнул объехать по узкой обочине, от бессилия, зажатый в чадящем дымом железном скопище со всех сторон. Словно преступник к камере, безвинно осужденный и медленно двигающийся к свободе.
Но что же делать с хамством на дорогах? Руль в руках таких граждан, как оружие у неуравновешенных людей, никак нельзя доверять.
Хороший пример общественной борьбы с автохамами подают москвичи. Стихийно образовавшиеся организации граждан, которым уже опротивели наглецы за рулем, дают им активный отпор, вывешивая на улицах красочные баннеры с фотоколлажами баранов за рулем, наклеивают самым наглым на лобовые стекла их автомашин изображения тупых животных. Есть и другие, совсем не цивилизованные способы перевоспитания незаконных парковщиков, это когда пачкают краской или царапают оставленные на тротуарах автомобили. Но кто же борется с хамством при помощи идиотизма?
Придуманные «Кодексы этики», «Правила поведения» - это неплохо, хоть что-то стали делать. Только вот аппендицит обезболивающими таблетками никогда не вылечить. Кроме настоящей реформы образования и воспитания, начиная с детсадов, семьи и школы, которая изменит ситуацию, надо срочно остановить пагубные кадровые «лифты», когда серость, пробравшаяся наверх, активно тащит на этот уровень себе подобных. И это самая большая беда.
Николай Васильев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 48 (608), 12.12.2014 г.