Несмотря на неоднократные заверения астраханских военных о прекращении взрывов боеприпасов на полигоне Ашулук в Харабалинском районе, дома астраханцев продолжает трясти. И не удивительно, что люди жалуются об этом в оперативные службы региона.

Получается, что военные не выполняют своих обещаний? Или, как говорится, у страха глаза велики, поэтому и посылают тревожные сигналы, куда следует уставшие от подрывов снарядов граждане?

Что на самом деле происходит в Ашулуке?

Недавно специальная комиссия, в составе которой были уполномоченный по правам человека в Астраханской области Андрей Спицын, военный прокурор Каспийской флотилии Вадим Бельянинов и эксперт регионального комитета солдатских матерей Анатолий Салин, побывала на злополучном полигоне, осмотрела места подрывов с вертолёта и посетила два полевых лагерях, где несут службу военнослужащие. Из общения с руководством полигона членам комиссии была нарисована, в общем-то, довольно радужная картина: взрывов поубавилось, мощность их стала меньше. При этом взрывают боеприпасы, которые не имеют запалов и, следовательно, они значительно безопаснее, чем те, у которых сохранены запалы.

Комиссия узнала, что ежедневно в работе по подготовке снарядов к взрывам принимают участие 1800 человек. В том числе и солдаты-срочники, хотя прежде заявлялось, что срочники будут отстранены от всех работ на полигоне. А вот непосредственно подрывают боеприпасы только офицеры. Так это или нет, неизвестно, и членам комиссии приходится верить руководству полигона на слово. А вот слово у них, как уже было неоднократно отмечено, не очень-то правдивое. Не потому ли, несмотря на принимаемые меры по безопасному ведению подрывных работ, гибнут солдаты. По последним данным, за два года погибло 13 человек.

Полигон смерти

Принудительное привлечение солдат-срочников к утилизации боеприпасов – это явное нарушение законодательства. Однако солдаты-срочники, как и раньше, привлекаются. Живут они в плохих условиях. Практически отсутствует нормальная санитария. Работы, к которым привлекают солдат, иначе как неквалифицированными не назовёшь. Они словно грузчики вручную ворочают тяжёлые ящики со снарядами. Ввиду широкого негативного резонанса, который получил полигон Ашулук, астраханских новобранцев сюда теперь практически не направляют.

Как стало известно, сейчас сюда для прохождения службы присылают ребят из других регионов. В последнее время здесь были задействованы военнослужащие Западного округа. Сделано это, видимо, с одной целью, чтобы солдаты были подальше от родных.

Комиссия приняла решение обратиться к уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину с просьбой вмешаться в ситуацию на полигоне. А её, эту ситуацию, благоприятной никак не назовёшь.

Астраханская общественность и, прежде всего, комитет солдатских матерей много сделали, чтобы не посылали астраханцев сюда служить. Выходит, армейское руководство решило направлять на полигон Ашулук призывников из дальних округов. Ничего себе – нашли выход!

Божья кара какая-то, а не полигон. Жертвы за жертвами. И так не один год. Последняя жертва зафиксирована здесь 20 марта этого года, когда под колесами военного грузовика погиб Александр Пономарёв из Липецкой области.

Кто ответит за смерть солдат?

Солдаты в последнее время здесь гибли при самых разных ситуациях. Порой нелепых и случайных. А сколько тут выявлено случаев «дедовщины». А сколько не выявлено! В этом году, например, военным следственным отделом следственного комитета Каспийской военной флотилии возбуждено уголовное дело по факту нарушения уставных взаимоотношений между солдатами, сопряжённого с насилием. Пострадал от «дедовщины» срочник из Архангельской области Никита Голубев. Получивший сильные побои солдат был срочно госпитализирован. По словам его матери, у парня были тяжёлые травмы: сотрясение головного мозга, отбиты почки. Как рассказал сам пострадавший, молодых солдат били ежедневно. Происходило это довольно длительное время.

Кстати, жалобы срочников на неуставные отношения на полигоне стали чем-то обычным. В ноябре 2001 года на полигон приезжала комиссия как раз по этому поводу. Солдаты-срочники жаловались на невыносимые условия службы. Первыми об этом узнали в областном комитете солдатских матерей, получив тревожное письмо. После специальной комиссии, расследовавшей взаимоотношения между военнослужащими и ненормальные условия несения службы, были приняты меры. Но ненадолго. Положение мало улучшилось, о чём говорят дальнейшие факты.

***

Проблем на полигоне Ашулук больше, чем достаточно. Взрывы продолжаются. Дома астраханцев качаются. Солдаты служат в тяжёлых условиях. И всё это не может не беспокоить общественность.

К. Борисов,

"Факт и компромат" № 45, 14.12.2012 г.