Заседание территориального рыбохозяйственного совета при губернаторе Астраханской области Александре Жилкине, проходившее недавно, было посвящено итогам прошлогодней путины и планам развития рыбной отрасли на ближайшую перспективу.
По официальным данным, в 2013 году было выявлено около 40 тысяч тонн рыбы частиковых пород. Это на 10 процентов больше, чем в 2012 году. Произведено рыбной продукции 13 тысяч тонн. Рост к 2012 году 25 процентов. При этом произведено 36 тысяч тонн консервов, что на 6 процентов больше, чем в 2012 году. Но, несмотря на неплохие показатели, общая квота на вылов не была выполнена. Есть некоторый недобор и по налоговым поступлениям. Не радует и эффективность рыборазводных предприятий. Да и как может эффективность радовать, если выход составляет всего 4-10 центнеров с гектара водной площади. При этом оказывается, что здесь довольно непростая ситуация с организацией конкурсов. К тому же, часть рыборазводных участков не готова к новым требованиям, по которым должна проводиться работа.
В общем, проблем хватает. И не удивительно, что губернатор поставил перед отраслью чёткую задачу: довести переработку выловленной рыбы до максимальных объёмов, увеличить отдачу рыборазводных объектов, выращивать на них наиболее продуктивную аквакультуру. А это значит: вся выловленная рыба должна перерабатываться там, где производится, а не «уплывать» в другие края не переработанной. Рыбная и рыбоперерабатывающая отрасль нашего региона должна стать отраслью круглогодичного цикла, а не как сейчас, когда она имеет сезонную направленность.
В докладе руководителя агентства по рыболовству прозвучало, что в данный момент аквакультурой в области занято 125 предприятий. А непосредственно выловом рыбы занято 81 организация. Не много ил? Не поэтому ли на рынках и в магазинах так много рыбной продукции, которую не только есть, но и смотреть не хочется. Такого она неприглядного вида. Сам лично неоднократно покупал рыбу, которая после разморозки оказывалась «с душком». Видать, лежала она на прилавках не дни, а месяцы. А что творится с консервами из рыбы местного производства. Я как любитель рыбы стараюсь их иногда покупать. Когда-то с охотой покупал нашу кильку в томатном соусе. Теперь не покупаю. Не килька, а какое-то месиво в банках. Ну, хотя бы вкусом брали, если качество плохое. Но и вкус никудышный. Вот и хочется спросить таких производителей такой продукции: не стыдно им за неё? Когда-то нашу кильку даже космонавты ели с охотой и похваливали. Не лучше и другая наша консервная рыбная продукция. Помнится, когда-то наши консервные предприятия можно было на пальцах рук пересчитать. А сейчас у всей моей большой семьи ни рук, ни ног не хватит. Разве такое количество предприятий, специализирующихся на рыбных консервах, можно проследить? Вряд ли: вот и пользуются бесконтрольностью нерадивые руководители предприятий, поставившие на поток консервы в ущерб качеству.
С аквакультурой всё понятно. А как с традиционным набором рыбы? Как отмечают специалисты, в последние годы заметно уменьшились выловы рыбы частиковых пород в Волге и её притоках. К примеру, объёмы вылова воблы только за 10 лет сократились в шесть раз. Уменьшились выловы знаменитой каспийской сельди, сазана, леща…
Ни одно заседание – совещание по рыбоводству не обходится без критики в адрес браконьеров. Не обошлось и на этот раз. Давно известно, что рыбу у нас ловят хищническим образом. Для людей, думающих только о наживе, все средства хороши. Много ли их задержано, предано суду? До смешного мало. Вольготно браконьеры чувствуют себя и на реках, и на море. Куда же смотрят рыбники специального подразделения – Волго-Каспийского территориального управления, созданного для борьбы как с этим злом? Как оказалось, работает оно ниже своих возможностей. Получается, что браконьеры чувствуют себя вольготно и зимой, и летом… Связь этого мощного подразделения с полицией довольно слабая. А ведь только в содружестве всех правоохранительных органов залог успеха. Это ведь аксиома, не требующая доказательств.
В августе прошлого года в местных СМИ было опубликовано, что природоохранная прокуратура региона намерена обратиться к губернатору Александру Жилкину по поводу неэффективности работы Волго-Каспийского территориального управления. Проверка ряда структур ВКТУ показала, что тут особых подвижек в борьбе с браконьерством немного. Зато жалоб о нехватке сотрудников много. Но это всего лишь отговорки, считают в прокуратуре.
По итогам первого этапа операции «Путина», которая проводилась в прошлом оду силами астраханского управления МВД, было зарегистрировано 11 47 преступлений в сфере оборота водных биоресурсов. При этом выявлено 1025 браконьерства. 210 из них – в составе организованной группы. Полицейские изъяли более 50 килограммов чёрной икры и 1311 килограммов рыб осетровых пород, 15 килограммов сетей, 300 самоловных крючковых снастей, около полусотни единиц водно-моторной техники. При совместном патрулировании полицейскими с сотрудниками Волго-Каспийского территориального управления федерального агентства по рыболовству отмечено 73 факта незаконной добычи рыбы. В общем, браконьерство процветает.
Но пора вернуться к нашим «баранам». Сейчас уже вовсю идёт весенняя путина. Она началась 1 марта. Квоты на вылов известны. По сравнению с 2013 годом они практически не изменились и составляют 46,7 тысячи тонн. Осталось выполнить их.
Борис Касаткин,