Вокруг передачи астраханским потребителям тепла (горячей воды для отопления и бытовых нужд) снова сложилась напряженная ситуация: недавно созданная организация ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортпная компания" (ГТК), ведающая этим ресурсом, начала вводить новые типовые договоры, которые не устраивают многих потенциальных пользователей. Эксперты трактуют ситуацию двояко. С одной стороны, энергетики наводят порядок в откровенно "безалаберно" устроенной системе продаж энерго ресурса. С другой - ввиду отсутствия какой-либо конкуренции (теплосети ТТК покрывают практически всю левобережную часть города) монополист, по мнению некоторых специалистов, навязывает клиентам несправедливые условия сделки.

Оптовый подход

ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (ТТК) было учреждено сравнительно недавно - 1 марта сего года. Главным активом данной компании являются теплотранспортные сети двух крупных городов Поволжья -Волгограда и Астрахани. Эти активы были выделены в отдельную компанию в ходе реформирования ОАО "Южная генерирующая компания - ТГК-8", главного в ЮФО производителя электрической и тепловой энергии.

Компании ТТК меньше полугода, но, как оказалось, граждане и даже депутаты Гордумы Астрахани уже заподозрили ее в стремлении навязать потребителям невыгодные условия. Новая компания аннулировала договоры предшественников (ОАО "ЮГК ТГК-8") и начала заключать новые. Но новый текст договора оказался несколько усовершенствованным. Этими доработками и недовольны пользователи.

Согласно тексту предлагаемого договора, руководство ТТК настаивает на том, чтобы расчеты за обслуживание домов производились от имени управляющей компании (УК), а не каждым отдельным частным потребителем, как это было ранее. Во-первых, это убережет энергетиков от утомительной и убыточной "возни" с розничными клиентами, во-вторых - упростит расчеты, особенно если они будут осуществляться с применением общедомовых счетчиков. На установке таких счетчиков ТТК также настаивает, так как в этом случае при жалобах на холодные батареи можно будет сразу установить, кто виноват - энергетики, недопоставившие тепло, либо управляющая компания, которая плохо содержит внутридомовые системы.

В связи с этим возникает одна пока не решенная проблема, которую депутаты астраханской Гордумы в беседе с директором астраханского филиала ТТК Вячеславом Темниковым не преминули озвучить: как быть жителям домов с непосредственным управлением (НУ)? "Оптом" их обслужить не получится, так как в этой схеме "каждый за себя", а для решения общедомовых проблем сторонние организации нанимаются лишь временно. Г-н Темников предложил "непосредственникам" все-таки нанять на постоянной основе стороннюю управляющую компанию, чтобы она собирала плату за отопление. В ответ депутаты заметили, что жители домов с НУ так сделать могут, но по закону не обязаны. Если по каким-то объективным причинам жители все-таки решат не нанимать сторонних специалистов - как им рассчитываться с энергетиками? Вячеслав Темников, к сожалению, на этот вопрос не смог ответить исчерпывающе, пообещав, что в ближайшее время он будет рассмотрен юристами ТТК.

Плановая экономика

В прошлом году генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" Андрей Измайлов (тогда он работал на должности управляющего филиалом ОАО "ЮГК ТГК-8" - "Астраханская генерация") сказал в интервью корреспонденту:

- Количество граждан, пренебрегающих обязанностями по оплате коммунальных услуг, в разные сезоны достигает 15-20%. Ситуация усугубляется тем, что многие "сметливые" граждане оснастили квартиры дополнительными рядами батарей и расширенными лоджиями, которые в итоге требуют больше тепла и снижают среднюю по дому температуру. Бывало даже, что "народные умельцы" намеренно рассверливали в теплотрассах отверстия для большей подачи воды и создания лишнего давления (в этом случае выбранный дом отапливался лучше), воруюя при этом тепло у

соседних зданий. В итоге энергетикам поступают многочисленные жалобы на низкую температуру в квартирах. Но внутридомовые сети - это не юрисдикция энергетической компании, нам туда ход заказан, здесь должны разбираться представители управляющих компаний. Они же игнорируют свои обязанности в этой сфере. Хотя, следуя логике, именно им пристало взимать долги с неплательщиков и организовывать ремонт внутридомовых систем теплоснабжения и подачи горячей воды.

Однако установка счетчиков и тем более коллективная ответственность - дело для коммунальных компаний весьма чреватое. Брать на себя долги неплательщиков управляющие компании не хотят, ставить на входе теплотрассы общедомовой счетчик - дорого (он стоит несколько десятков тысяч рублей), а собрать на него деньги с жильцов вряд ли получится. Более того, многие управляющие компании считают, что счетчики должна ставить ТТК за собственный счет.

Также управляющие организации протестуют против планового подхода в подаче тепла. Один из пунктов нового типового договора предполагает, что директор УК обязан заранее представлять тепловикам заявку на годовое потребление. Если заявка не поступит, ТТК рассчитает ее по собственной методике. Директор одной из астраханских УК сказал корреспонденту:

- Это же игра на одной половине поля! Если дом потребит больше плана, то будет платить за "лишнее" - то есть по факту потребления. Возможно, с пенями. Если же будет наблюдаться недопотребление, то платить все равно придется за весь план. Получается, чтобы платить по нормальному тарифу, надо победить в некоем подобии рулетки - накрутить на общедомовом счетчике ровно столько, на сколько сделал "ставку" год назад в заявке. В любом ином варианте - придется расплачиваться лишними деньгами.

В ТТК пока что данный пункт не комментируют. Тем не менее в юридическом отделе "ЛУКОЙЛ-ТТК" корреспонденту сообщили:

- На данный момент подавляющая часть управляющих компаний города готова заключать договоры. Поступившие протоколы разногласий юристы компании обработали и провели соответствующие переговоры. Ни одного иска в суд на нашу компанию не подано.

Алексей Кожевников,

"Астраханские ведомости" №29 от 31.07.09.