Кого не хватает в Церкви в наши дни

Сегодня несколько слов об Иосифе Волоцком – человеке, которого очень не хватает в Церкви в наши дни. Иосиф Волоцкий один из самых заметных святых русского средневековья. Жизнь у него была непростая. Уже в наше время по его мощам установили, что в детстве он дважды перенес серьезную болезнь и сильно голодал. 

Монашеский постриг он принял в Боровском монастыре, одном из самых известных и влиятельных монастырей того времени и провел в нем 17 лет под руководством основателя монастыря, преподобного Пафнутия. Умирая, Пафнутий решил оставить вместо себя игуменом Иосифа, который «со слезами отвеща: доволно ми, отче и господине, о своей души пещися, ты же налагаеши на мя бремя неудобь носимо, выше моея силы». Однако Пафнутий настоял и Иосиф, «бояся суда Божия в прекословии» согласился быть наместником.

Однако оставался он им недолго. Иосиф решил ввести в Боровской обители общежительный устав, то есть порядок, при котором все было общее, а строгость жизни предельной. Однако братия воспротивилась и Иосиф ушел, решив найти подлинное монашеское житие. В итоге он решил основать собственный монастырь на берегу большого озера в нескольких десятках километров от Волоколамска в 1479 году.

В своем монастыре Иосиф ввел строгий общежительный устав «еже никакоже кому свое имети, но вся обща, и в ястии и в питии всем равно, такоже и в одежах и во обущах, и по келиам ни ясти ни пити, разве немощи или старости, такоже и пианого питиа не держати». Сам составил монастырский устав.

Спасение всех – этот принцип соблюдался преподобным Иосифом неукоснительно. Он просил своих преемников не забыть поминанием и молитвой ни одну душу, считая, что достойны оправдания не только христиане, но и иноверцы и язычники. Во введении к Синодику своего монастыря Иосиф приводит много примеров силы молитв за умерших язычников из святоотеческой и житийной литературы.

В повседневной жизни Иосиф ничем не выделялся среди других монахов, работал на самых тяжелых работах. Труд в Иосифовом монастыре считался обязательным для всех, кроме немощных и больных, без различия в статусах. Этих статусов он не различал и в жизни за пределами монастыря, помогая всем подряд. Когда в 1515 году начался страшный голод, 7000 человек пришли к монастырю и «он же призва к собе келаря и повеле их кормити». Для маленьких детей, которых подбрасывали к воротам обители, не имея возможности их прокормить, Иосиф сделал приют.

Многим известно противостояние «стяжателей» (последователей Иосифа Волоцкого) и «нестяжателей» (последователей Нила Сорского). В советской историографии это противостояние было превращено в классовую борьбу, хотя внимательный исследователь мог заметить много странностей, как, например, то, что оба подвизались в Кирилло-Белозерском монастыре, на соборе 1503 года выступали оба и канонизированы были оба. Оба писали духовные сочинения, при этом Нил Сорский высоко оценивал труды Иосифа Волоцкого, а в монастыре Иосифа читали писания Нила. Мало того, Нил Сорский и ученик Иосифа Волоцкого Нил Полев совместно редактировали сочинение против еретиков Иосифа Волоцкого.

«Соборник» Нила Сорского, который считался утерянным, в конце-концов обнаружился … в библиотеке Волоколамского монастыря, дополненный монахами этой обители. По поводу якобы имевших место споров Нила и Иосифа о земельных владениях монастырей нет внятных источников – известное «Письмо о нелюбках иноков Кириллова и Иосифова монастырей» написано неизвестным автором в 40-е годы ХVI века и имеется много вопросов к его содержанию. Примечательно, что активным проводником идеи «конфликта» и апологетом «антиосифлянства» был печально известный перебежчик Андрей Курбский.

Тяжкое испытание голодным годом подкосило здоровье и силы Иосифа – он умер 9 сентября 1515 года. Уже в наше время удалось выяснить, что у него было онкологическое заболевание, поразившее глаза, вызывавшее сильнейшие головные боли и наложившееся на сильное истощение. «…Повери, господин, – говорит Иосиф в одном эпизоде жития, – так болит у меня голова, что не могу и через церковный двор перейти»

Преподобный Иосифе, моли Бога о нас.

Борис Якеменко