Колебания цен и тарифов уже всех заколебали. На днях Росстат опубликовал новый скачёк цен. По данным этого «всезнающего» органа, за неделю с 26 июня по 2 июля инфляция в стране составила 0,8 процента. И тем самым достигла максимального значения за последние несколько лет.
По подсчётам аналитиков, недельное повышение цен оказалось таким же, как за два предыдущих месяца – апрель и май вместе взятые.
Такое изменение цен, в первую очередь, связано с резким подорожанием оплаты за услуги жилищно-коммунального хозяйства, которое произошло в середине года. Для наглядности приведу примеры. Плата за жильё в домах государственного и муниципального фонда увеличилась сразу на 6,2 процента. Электроэнергия подорожала на 4,7 процента. Холодное и горячее водоснабжение и отопление стали дороже на 2,4 - 3,2 процента.
К сожалению, не только жилищно-коммунальные услуги сделали своё «чёрное дело». Не устояли и поползли вверх цены в других сферах экономики. Взять, к примеру, сельское хозяйство. За последнее время сильно подорожал картофель и другие овощные культуры. Это можно определить, побывав на рынках Астрахани. И частники, и фермеры, и перекупщики словно соревновались, кто больше запросит за килограмм того или иного овоща. Впрочем, фрукты тоже были и остаются подверженными инфляции. На стоимость фруктов, скорее всего, повлияли холода, которые продолжительное время хозяйничали в нашем регионе и в республиках северного Кавказа.
Под этот шумок торговцы поднимали и поднимают цены на привозные фрукты. Ещё одним объектом народного внимания можно считать транспорт. Здесь услуги периодически дорожают. Проезд в автобусах разной вместимости, например, подорожал на один процент, в трамваях – на 4 процента. От транспорта не отстаёт топливо. Бензин дорожает в зависимости от марок.
По замыслу верховной власти, теперь тарифы на услуги будут определяться не на один год, как было в последнее время, а сразу на три годы. Этот замысел верховной власти, надо полагать, подхватят региональные власти. Вот что сказал замминистра регионального развития Российской Федерации Анатолий Попов. Начиная с 2014 года, отметил он, может вступить в силу закон, который предусматривает введение долгосрочного тарифообразования на жилищно-коммунальные услуги. И будет это делаться сразу на три года, что должно позволить стать ЖКХ более привлекательным. Тем не менее, замминистра посетовал на нехватку средств. А значит, значительную долю затрат будет переложено на плечи населения. Но государство, мол, полностью с себя ответственность не снимает и будет выделять средства на модернизацию жилищно-коммунального комплекса. Только по федеральной целевой программе «Модернизация ЖКХ» планируется выделить 15 миллиардов рублей. А в рамках федеральной программы «Чистая вода» в 2011 году регионы уже получили по три миллиарда рублей. Это позволило привлечь 9,6 миллиарда рублей частных вложений. В докладах и речах высоких чиновников всё вроде бы хорошо и гладко. А как на деле?
В Думе Астраханской области недавно прошло заседание комитета по местному самоуправлению. Основным вопросом повестки дня стала тема обеспечения жителей сельских муниципальных образований региона.
Нужно сказать, что проблема чистой воды в нашей области не нова. Если вспомнить, то именно Астраханская область была в инициаторах обеспечения хорошей качественной водой населённых пунктов региона. И, в первую очередь, населения, проживающего в зоне западных подстепных ильменей. Но люди, проживающие в этой местности, до сих пор не обеспечены водой, необходимой для безопасного использования. Почему же федеральная целевая программа «Чистая вода», принятая теперь на самом высоком уровне, пробуксовывает? На эти вопросы и попытались ответить депутаты облдумы, представители Роспотребнадзора, межрайонной природоохранной прокуратуры, службы природопользования и охраны окружающей среды, главы муниципальных образований. Согласно докладу регионального министра ЖКХ, Астраханская область получает ежегодно около трёх миллиардов рублей из 17 миллиардов, предусмотренных на финансирование мероприятий в общероссийском масштабе. Выходит, что область получает примерно одну шестую часть от этой суммы. Но хотим мы этого или не хотим, приходится констатировать, что эти средства, к сожалению, выделяемые довольно нерегулярно, используются не совсем эффективно. А чем иначе объяснить, что годы идут, а население, проживающее в зоне подстепных ильменей, и не только там, так и не пользуется качественной водой и просит, чтобы обеспечили в необходимых объёмах хотя бы технической водой. Ведь именно техническая вода идёт на поливные цели и на обеспечение животноводства. К тому же, техническая вода является пока основной для исполнения хозяйственных нужд населения.
Принимавшие участие в заседании пришли к выводу, что федеральная программа «Чистая вода» должна быть скорректирована в сторону регионов. в том числе и Астраханской области. И одновременно с этим необходимо разработать и принять собственную программу обеспечения населения качественной водой. И даже было предложено обеспечить её финансирование с 2013 года.
Интересное кино получается. Опять предлагается разработать свою собственную программу «Чистая вода». Но сколько можно? Такая программа уже принималась, и даже осуществлялось её выполнение. Прокатитесь по степным просторам, и вы увидите километры каналов и труб, по которым планировалось пустить эту воду в проблемные сёла. Частично они даже работали. А потом всё похерили. И теперь каналы осыпаются, а трубы ржавеют. Часть этих труб уже выкопаны, и они ушли по другому назначению. А те, что остались, вряд ли пригодны к приёму воды. Значит, придётся прокладывать новые. А прокладывать новые трубы и новые каналы – дело дорогое, хлопотное. Боюсь, что новые планы местной власти по обеспечению населения водой снова окажутся не выполненными. Планы принимать мы научились, а вот доводить их до конца как-то не получается.
Борис Касаткин,
"Факт и компромат" № 26, 27.07.12