Коллектив МУП «Горэлектросеть» просит сохранить их предприятие

Трудовой коллектив МУП Астрахани «Горэлектросеть» обратился к руководству региона с просьбой предотвратить банкротство предприятия. Соответствующее письмо направлено 13 августа 2024 года. Публикуем его с некоторыми сокращениями.

«Мы, пока еще работники МУП Астрахани «Горэлектросеть», сочли необходимым поставить Вас в известность о ситуации, создавшейся вокруг нашего предприятия, и просить разобраться в ней, оказать содействие в урегулировании возникших проблем.

«Горэлектросеть» является территориальной сетевой организацией (ТСО), оказывающей с 2016 года услуги по передаче электрической энергии на территории Астрахани. Мы располагаем штатом, состоящим из более чем 60 специалистов высокой квалификации, круглосуточной диспетчерской службой, необходимым оборудованием и транспортом, на предприятии организован полный цикл эксплуатации и ремонта электросетевого хозяйства, в связи с чем оно характеризуется как профессиональный партнер, способный обеспечить заданный уровень надежности и качества предоставляемой услуги.

Вместе с тем, в связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации № 807 от 30.04.2022 установлены новые критерии соответствия территориальным сетевым организациям, суть которых такова: сетевые организации, которые не наберут к 2025 году 150 МВА трансформаторной мощности и 300 км линий электропередач, утратят статус таковых, в регионах останутся только так называемые «системообразующие ТСО». Чем грозит потеря статуса? Если сетевая организация не подходит под вышеназванные критерии, в отношении нее не будет установлен тариф на передачу электрической энергии — основной источник жизни для любой сетевой организации, и, как следствие, ликвидирована.

Пока 2025 год не наступил, среди действующих сетевых организаций ведется настоящая гонка — негласное соревнование по покупке и аренде трансформаторных подстанций, линий электропередач у местных администраций, присоединению более-менее приличных сетей садовых некоммерческих товариществ и т. д., то есть идет процесс укрупнения активов за счет приобретения объектов электросетевого хозяйства (линий и подстанций) у других собственников.

Так происходит и в нашем случае. 04.09.2023 закончился срок действия концессионного соглашения, заключенного, как известно, по «политическим мотивам» в обход действующего законодательства, между администрацией муниципального образования «Городской округ город Астрахань» и филиалом ПАО «Россети» — «Астраханьэнерго», предметом которого являются электросетевые объекты, сумма номинальных мощностей и протяженности по трассе которых составляет соответственно 47 МВА и 183 км, то есть ровно столько, сколько недостает МУП «Горэлектросеть» для сохранения в 2025 году статуса территориальной сетевой организации. Казалось бы, оснований для утраты такого статуса не имеется, концессионное имущество закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения, и оно продолжает работать.

Но нет, между администрацией города и филиалом ПАО «Россети Юг» при участии Правительства Астраханской области был подготовлен проект двухэтапного договора, предусматривающего передачу в аренду «Россетям» электросетевого имущества в следующем порядке: 1 этап — с 05.09.2023 электросетевые объекты, включенные в концессионное соглашение от 04.09.2019 (исполнено 19.09.2023 со сроком окончания аренды 12.09.2024); 2 этап — с 01.01.2025 электросетевые объекты, находящиеся в хозяйственном ведении «Горэлетросетей» (готовится к исполнению), то есть оставшийся на плаву гегемон ПАО «Россети Юг» поглощает маленькую рыбку — МУП Астрахани «Горэлектросеть», остающегося без средств к существованию.

Эта схема неминуемо ведет МУП к преднамеренному банкротству и причиняет вред малому и среднему предпринимательству Астраханской области, обогащает более крупного бизнес-магната региона.

Мы полагаем, что в данной истории не все так гладко, и имеется ряд заинтересованных лиц.

Напомним, что в качестве целей консолидации заявляется повышение надежности и качества работы сетевых организаций, а также снижение финансовой нагрузки на потребителей.

Мы, средняя ТСО, присутствуем в городе, в котором имеются и объекты ПАО «Россети Юг». Но это не препятствует нашей деятельности по причине того, что есть достаточно большое количество объектов, в том числе бесхозяйных, которые передают нам. Почему не передают ПАО «Россети Юг»? Потому что не хотят отдавать или выбирают то качество обслуживания, которое их устраивает.

У нас в Астрахани более 160 объектов на обслуживании, но при этом там же находится ПАО «Россети Юг», где работает порядка 1100 человек. Тем не менее и нам находится работа. Должно оставаться место конкуренции, которая и определит, кто наиболее эффективно работает, кто с наименьшей ценой может показать лучшую скорость и качество обслуживания. У нас есть персонал, мы обслуживаем все наши объекты сами. Нам постоянно говорят, что в котле не хватает денег. Конечно, ведь применение административных механизмов консолидации не гарантирует передачу электросетевого оборудования наиболее эффективным компаниям. Не надо передавать объекты в компании с самой высокой стоимостью содержания. Необходимо передавать объекты тем, кто сможет обслуживать их по более низкой цене.

Эффект масштаба, который любят использовать как стратегическое преимущество консолидации, не бесконечен. Это доказывает и исследование, проведенное РАНХиГС в 2021 году, согласно которому в Вологодской области, Республике Бурятия и Удмуртской Республике консолидация не привела к снижению тарифной нагрузки на потребителей. В нашем случае он тоже не сработает, потому что самая большая компания у нас одновременно и самая дорогая для потребителя. Избыточная же централизация далее неминуемо приведет и к снижению качества взаимодействия с потребителями.

Поэтому, если мы действительно хотим увеличить надежность электроснабжения и ликвидировать избыточную финансовую нагрузку на потребителей, необходимо введение (сохранение) элементов конкуренции между сетевыми организациями за право консолидации и обслуживания объектов, ориентирование на лучшие практики и отказ от административной дискриминации.

Стоит понимать, что крупная организация не всегда может выступать гарантом качества услуг. Более того, тенденция такова, что в небольших компаниях вопросы потребителей решают эффективнее и в более короткие сроки. К примеру, в марте 2021 года регион накрыли ледяной дождь и ветер. Поврежденное оборудование электросетей удалось полностью восстановить только через 10 дней. В качестве причин, ставших предпосылками аварии или затруднивших ее ликвидацию, были названы отсутствие у ПАО «Россети — «Астраханьэнерго» запаса оборудования, недостаток специализированной техники и ремонтных бригад (были привлечены специалисты со всего ЮФО), тогда как МУП Астрахани «Горэлектросеть» первым восстановило работу своих сетей, а потом еще помогало ПАО «Россети Юг».

Игорь Юрьевич, вы сторонник развития в области малого и среднего предпринимательского звена. Мы предельно верим в то, что наша проблема будет услышана Вами. Убедительно просим Вас вмешаться в ситуацию и помочь сохранить муниципальное унитарное предприятие Астрахани «Горэлектросеть».

Трудовой коллектив».