Как известно, не так давно управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Астраханской области обвинило сам «Газпром», его тамошнюю «дочку» «Астраханьгазпром» и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» в том, что они сговорились и согласованно подняли цены на бензин.

Действия антимонопольного ведомства Астрахани - это только начало широкомасштабной кампании в отношении бензиновых трейдеров. На очереди Калининград, Ставропольский край, Москва и Питер.

Ведь цены на столичных автозаправках тоже растут опережающими темпами, значительно превышающими инфляцию. Трейдеры объясняют это тем, что заводы - поставщики топлива постоянно повышают отпускные цены, и вины продавцов тут нет. Но антимонопольные чиновники указывают на явные, по их мнению, признаки сговора: несмотря на то, что у всех компаний разные операционные затраты, ценники на заправках абсолютно одинаковые. Иначе как искусственным удержанием цен на этом уровне, ситуацию объяснить нельзя. Если это удастся доказать в суде, компании будут оштрафованы на сумму от 200 тыс. до полумиллиона рублей.

Антимонопольщики понимают, что размер штрафа просто смешон. Ведь на высоких бензиновых ценах торговцы заработали миллионы, но только не рублей, а долларов. И действительно, с начала года ценники на астраханских заправках менялись чуть ли не каждую неделю и ни разу - в сторону снижения. Общее повышение по некоторым маркам бензина за полгода составило более 30%. Объяснить это ростом издержек просто невозможно, но и обвинять исключительно продавцов тоже неправильно. Ведь с момента получения нефти из скважины до продажи бензина на заправке, топливо проходит целую цепочку компаний, которые занимаются транспортировкой, хранением, перегонкой нефти. На каждом этапе есть свои расходы и необходимо выяснить, кто же завышает цену на самом деле. Хотя претензии в данном случае, по всей видимости, необходимо предъявлять к головным структурам: ведь российские нефтяные гиганты в основном вертикально-интегрированные компании, включающие в себя как добычу, так и переработку. И требовать от отдельных дочек незамедлительного снижения цен просто не имеет смысла».

Тем не менее, антимонопольщики не намерены отступать. Они планирует отстаивать свою позицию, в том числе, и в суде. Что послужит сигналом для всех участников рынка: государство следит за действиями трейдеров, для этого у антимонопольной службы достаточно полномочий, - говорят в отделе общественных связей антимонопольного ведомства. Однако там понимают, что шансов доказать сговор торговцев в суде будет очень сложно. Для этого необходима серьезная доказательная база, которой попросту нет. Структура затрат трейдеров абсолютно непрозрачна, и уличить их в завышении цен крайне сложно, даже если это очевидно для всех включая самих автомобилистов.

Л.Максимов

P.S. Когда готовился этот материал, стало известно, что глава местного управления ФАС г-н Маслов прекратил дело в отношении ООО «Астраханьгазпром» и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт».

Представьте себе, что причиной прекращения дела стало устранение компаниями нарушения, по которому оно возбуждалось! «ЛУКОЙЛ» поднял цены на своих заправках. Таким образом, нарушение длилось шесть дней, и было устранено к моменту очередного рассмотрения дела.

Кроме этого, ФАС прекратил отдельное дело по «Астраханьгазпрому» - компании вменялось непредставление информации, запрашиваемой антимонопольщиками в связи с рассмотрением «бензинового вопроса». Но к 30 июля предприятие предоставило ФАС необходимые ей сведения, и санкции ограничились устным замечанием «Астраханьгазпрому». «Мы доказали, что исполнять требования ФАС необходимо», - сказал Николай Маслов.

Вот только как Маслов и возглавляемая им структура это «доказали», остается тайной…

"Факт и компромат" № 49, 11.07.2004 г.