В последнее время наши чиновники всё чаще затрагивают проблемы села. И особенно сельской глубинки. Делается это, как и всегда, с подачи главы государства Владимира Путина. О проблемах и нерешённых задачах сел и сельских жителей затронул он снова на одной из недавних встреч с народными представителями. С его подачи несколько лет назад стали наряду с другими мероприятиями проводить в регионах так называемые дни села. 

Астраханская область в стороне не осталась и после года семьи, плавно перешла в год села. Если мне не изменяет память, случилось это пять лет назад. Именно тогда губернатор Александр Жилкин заговорил о предоставлении сельским поселениям широкие полномочия. В том числе и широкое самоуправление.

Кстати, Россия совсем недавно впервые отметила День местного самоуправления. Новый праздник был учреждён Указом президента в июне 2012 года. Цель нового праздника – повышение роли и значения института местного самоуправления. А год спустя, в апреле 2013 года, проблемы и перспективы развития сельских территорий обсудили за «круглым столом» в областном центре, в работе которого приняли участие представители всех заинтересованных в этом структур.

Не мне вам говорить, что власть, независимо от того, где она имеет полномочия: в городской или сельской местности, должна быть открытой и доступной, хорошо разбираться в проблемах, которые появляются, быстро и оперативно их решать, привлекая широкий актив. С этим трудно не согласиться. И не удивительно, что эти постулаты были активно поддержаны главами сельских районов и сельских поселений.

Местная власть самая доступная. И она заинтересована искать и находить пути и способы для того, чтобы сделать жизнь на территориях самоуправлений безопасной и достойной. Однако всего сделать местная власть не может, потому что не имеет необходимых ресурсов и средств. Особенно в этом ограничены сельские поселения. Именно здесь огромная роль отведена депутатскому  корпусу. Именно они должны обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, повысить качество их жизни, добиться существенного роста производимой и выращиваемой продукции, её конкуренции на сельскохозяйственном рынке. Одним словом, человеку на селе должно быть комфортно жить и работать. Об этом, в частности, говорилось на заседании совета глав муниципальных образований региона под председательством губернатора Александра Жилкина в декабре 2013 года. 

А каким было самоуправление в царской России? Оно осуществлялось согласно «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», которое подписал царь-реформатор Александр II первого января 1864 года. В этом году российской земской реформе исполнилось ровно 150 лет. Сделано это было, естественно, не от хорошей жизни. Просто в стране требовалась модернизация, улучшения продолжения дел в тех сферах общественной жизни, куда никак не доходили руки у высоких царских чиновников. В первую очередь, это были образование, здравоохранение, социальное обеспечение. 159 лет прошло, но в России и сейчас нельзя сказать, что в этих отраслях всё благополучно.

Чем же кроме выше названных отраслей занимались чиновники, отвечающие за самоуправление? Практически всеми проблемами, которые волновали население: выборами, содержанием дорог, в том числе и железных, борьбой с бюрократией, которая тогда, как и сейчас, жила и процветала. И ещё множеством других вопросов.

Особой общественной организацией считалась земская организация. Она ведала финансированием за счёт земских сборов на медицину, народное образование, сельское хозяйство, статистическую деятельность… Это финансирование за несколько лет возросло с 7 до 104 миллионов рублей в год. К февралю 1917 года, к началу буржуазной революции, в России действовало 65 тысяч земских начальных школ. В них работало 100 тысяч учителей и обучалось 4 миллиона детей. Земство как могло помогало бедному населению пособиями. Одним словом, земское, а попросту сельское общественное самоуправление, принимало самое активное участие на их территориях. Губернатор – глава той или иной территории, наблюдал за законностью земских решений и мог опротестовать. Он также утверждал в должностях председателя уездной земской управы, членов губернской и уездной управ. Губернатор в царской России делал практически то же самое, что могут делать нынешние главы регионов.

Борис Волжский, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 22 (583), 20.06.2014 г.