Под председательством спикера областного парламента Игоря Мартынова прошло расширенное заседание Совета Думы, на котором Виталий Гутман представил отчет о работе комитета по бюджету и налогам.
В 2024 году комитет провел 15 заседаний, на которых было рассмотрено 76 вопросов. За отчетный период комитет по бюджету и налогам был ответственным за рассмотрение 31 законопроекта. Кроме того, рассмотрено 66 проектов федеральных законов.
В отчетном периоде по итогам исполнения бюджета Астраханской области за 2023 год комитетом проведена комплексная работа по рассмотрению проекта закона Астраханской области «Об исполнении бюджета Астраханской области за 2023 год», проанализированы результаты исполнения бюджета, подготовлены рекомендации Правительству Астраханской области.
В декабре 2024 года был принят закон о бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов. Показатели бюджета на 2025 год сложились следующим образом: доходная часть – 78,8 млрд рублей, расходная – 81,2 млрд рублей. Безусловно, бюджет сохранил свою социальную направленность – более 68% от общего объема расходов направлено именно на социальную сферу. Заложены средства на все льготные социальные выплаты и заработную плату бюджетников, продолжена реализация национальных проектов. Объем средств, направляемых на реализацию госпрограмм, в 2025 году составляет 86,2% от общего объема расходов бюджета. Расходы на социальную сферу увеличены на 5,2 млрд рублей и превысили 50 млрд рублей.
Также Виталий Гутман отметил наиболее значимые законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде по вопросам налогового законодательства и поддержки бизнеса.
Так, внесены изменения в закон, направленный на улучшение налоговых условий для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Согласно документу, с 15 до 45 млн рублей увеличен предельный размер дохода от реализации при котором налоговая ставка составит 0 процентов. Данная льгота касается только вновь зарегистрированных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной или научной сфере, и дается на два налоговых периода. Кроме того, право применения налоговых ставок в размере 0 процентов для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в указанных сферах экономики, продлевается до 31 декабря 2026 года включительно.
Кроме того, с 1 января 2025 года введен специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Нововведение призвано стимулировать предпринимательскую активность и снизить непроизводственные издержки бизнеса в связи с отменой обязанности по представлению отчетности в налоговые органы и государственные внебюджетные фонды. Воспользоваться им смогут организации и индивидуальные предприниматели, годовой доход которых не превышает 60 млн рублей, остаточная стоимость основных средств - не более 150 млн рублей, а средняя численность работников составляет не более 5 человек.
Также в целях освобождения организаций федеральной почтовой связи на период 2024-2026 годов от уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций внесены изменения в статью 3 Закона Астраханской области «О транспортном налоге» и статью 4 Закона Астраханской области «О налоге на имущество организаций». Условием предоставления налоговых льгот является направление в текущем налоговом периоде в полном объёме высвободившихся средств на выполнение работ (оказание услуг), связанных с ремонтом, реконструкцией, реставрацией, модернизацией, техническим перевооружением зданий, сооружений и помещений, в которых размещаются объекты почтовой связи. При этом льгота по транспортному налогу предоставляется в отношении легковых и грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
В рамках проходившей в октябре 2024 года Конференции Южно-Российской Парламентской Ассоциации комитетом было подготовлено обращение Думы Астраханской области к Правительству Российской Федерации по вопросу внесения изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения вида предпринимательской деятельности «Услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров», в отношении, которого может применяться патентная система налогообложения.
Федеральным законодательством предусмотрено, что оказание охранных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию.
Наличие данных видов предпринимательской деятельности в Налоговом кодексе РФ для возможного использования индивидуальными предпринимателями приводит к неоднозначному толкованию норм налогового законодательства. По итогам рассмотрения данного обращения Министерством финансов Российской Федерации дана рекомендация о подготовке проекта федерального закона.
Спикер Игорь Мартынов отметил, что от того, насколько грамотно и ответственно выстраивается бюджетная политика, напрямую зависит реализация поставленных задач по улучшению благосостояния граждан и развития экономики. «На повестке дня - вопросы поддержки бизнеса, изменения налогового законодательства, обеспечения сбалансированности регионального бюджета, поэтому все эти темы необходимо держать на постоянном контроле», - подчеркнул Игорь Александрович.