«Коммуналка» и «управляшки»: главное из доклада астраханского омбудсмена

Обращения по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг одни из самых распространенных в практике работы омбудсмена. Практически ежедневно в его адрес поступают обращения астраханцев о несогласии с выставленной задолженностью ресурсоснабжающими организациями за коммунальные услуги, отключением коммунальных услуг, просьбой оказать содействие в перерасчете или подключении коммунальных услуг. Самые главные выдержки по теме «коммуналки» из доклада Уполномоченного по правам человека в Астраханской области Андрея Спицына о своей работе за 2021 год представил AST-NEWS.ru.

Так, гражданка С. летом минувшего года сообщила, что на протяжении двух месяцев в её доме отсутствует электричество по причине образовавшейся задолженности. Исходя из приложенных документов, сумма долга составляет более 100 тысяч рублей, при этом она периодически вносила посильные платежи. Заявительница также обращалась в ООО «Межрегиональный расчетный центр» с просьбой установить понижающий коэффициент к тарифу, поскольку в доме отсутствует газ. Однако об итогах данной просьбы ей узнать так и не удалось. В письме в адрес ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» Уполномоченный указывал, что те погодные условия, которые установились в нашем регионе, жизнь семьи с двумя несовершеннолетними детьми без электроснабжения, без преувеличения, остаётся на грани выживания. Ресурсоснабжающей организацией доводы омбудсмена и заявительницы были рассмотрены, на основании технического паспорта жилого дома для начисления и оплаты за электроснабжение был изменен тариф, применен понижающий коэффициент, выполнен перерасчет, подача коммунального ресурса была возобновлена.

В ноябре прошлого года к Уполномоченному по правам человека обратился житель Камызякского района А. с жалобой на действия сотрудников филиала ПАО «Россети Юг» – «Астраханьэнерго», которые отключили ему электроэнергию. Заявитель утверждал, что ежемесячно добросовестно оплачивал все коммунальные услуги. В мае 2021 года сотрудниками вышеуказанной организации была проведена проверка прибора учета электроэнергии и немедленно А. был предъявлен документ с указанием размера задолженности – 999 844 рублей. Как удалось выяснить причиной этого для выставления такой задолженности явилось то, что сотрудниками «Астраханьэнерго» зафиксированы показания семиразрядного счётчика. Однако в актах указываются сведения о разрядности прибора учета – «6». Расхождение в показаниях прибора учета электроэнергии повлекло доначисление огромной разницы фактического потребления и отключение коммунального ресурса.

При этом, как утверждает А., прекращение подачи электроэнергии произведено без соответствующего предупреждения, предусмотренного утверждёнными постановлением правительства от 06.05.2011 № 354 правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Исходя из них, исполнитель обязан осуществлять не реже одного раза в полгода снятие показаний индивидуальных, общих, комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых помещений, проверку состояния таких приборов учета. Как проинформировал директор по сбыту электрической энергии ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» Е.В. Салтовский, проверку приборов учета электрической энергии в частном жилом секторе осуществляет «Астраханьэнерго». Однако уточнить информацию в «Астраханьэнерго» не удалось, поскольку ответы на запросы Уполномоченного не поступили. В целях проверки соблюдения «Астраханьэнерго» и ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» правил предоставления электроэнергии и приостановления её подачи, омбудсменом было направлено обращение в службу жилищного надзора Астраханской области.

***

Вопросы о подключении вновь построенных домовладений к коммунальным ресурсам также адресовались в 2021 году Уполномоченному. Так, гражданка Ф. просила оказать содействие в подключении дома в Приволжском районе к электроснабжению, поскольку с её стороны были выполнены все требования «Астраханьэнерго» о выполнении технических условий и произведена оплата. Как утверждала заявительница сотрудники «Астраханьэнерго» затягивали решение данного вопроса. Поскольку наступали холода, заявительница выражала тревогу по поводу того, что в доме можно замерзнуть. В этой связи, Уполномоченным было направлено ходатайство в адрес директора «Астраханьэнерго». В результате в короткие сроки вышеуказанная организация приложила все возможные усилия для присоединения дома заявительницы к электрическим сетям. Заявительница подтвердила, что строительно-монтажные работы были завершены и мероприятия по технологическому присоединению дома к электроэнергии выполнены, в связи с чем, выразила благодарность омбудсмену за оказанное содействие.

Несмотря на то, что в последние годы заметно уменьшилось количество обращений от граждан по вопросу задолженности за газ, они всё-таки периодически поступают. Так, к Уполномоченному обратилась гражданка У. о несогласии с требованием об оплате за потребленный газ в домовладении в Володарском районе. Заявительница сообщила, что при проведении проверки прибора учета газа, представители ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» выявили, что повреждена пломба. Данное обстоятельство расценивается специалистами «Газпром межрегионгаз Астрахань» как возможность вмешательства в счетный механизм для корректировки показаний прибора учета. В связи с чем, было выставлено требование об оплате задолженности в размере 18 400 рублей. Впоследствии У. провела экспертизу прибора учета, которая установила его исправность. Данные результаты были предоставлены в «Газпром межрегионгаз Астрахань». На основании данного экспертного заключения о пригодности прибора учета газа, вопрос о перерасчете задолженности находился на рассмотрении комиссии «Газпром межрегионгаз Астрахань». Согласно полученному ответу в декабре минувшего года, данный вопрос решен положительно, требование об оплате задолженности за газ со стороны «Газпром межрегионгаз Астрахань» было снято.

***

В течение года поступали обращения граждан с жалобами на бездействие управляющих компаний. Так, гражданка У. в январе прошлого года сообщила об отсутствии отопления в её квартире. Для прояснения ситуации Уполномоченным был направлен запрос в обслуживающую организацию. Как проинформировал директор ООО УК «Апрель», инженерные сети теплоснабжения в данном многоквартирном доме имеют существенный износ, в связи с чем периодически происходят аварии. Несмотря на это, проводятся необходимые ремонтные работы, после чего, теплоснабжение квартир восстанавливается.

Другая заявительница – гражданка Т., проживающая в многоквартирном доме по улице Боевая в Астрахани, напротив, сообщила, что в период отопительного сезона жители дома вынуждены открывать окна, поскольку ресурсоснабжащей организацией подается «максимальное» количество тепловой энергии. На неоднократные обращения граждан в ООО «Многопрофильная фирма «Автогородок» с просьбой провести мероприятия по регулировке работы системы теплоснабжения дома, остались без разрешения. 

В конце ноября минувшего года к Уполномоченному обратилась гражданка Ч., которая сообщила, что в многоквартирном доме по месту её проживания сложилась неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая ситуация. Причиной стало непринятие ООО «УО «Стрела» мер по дезинфекции и дератизации мест общего пользования и придомовой территории, а также по восстановлению теплозащитного слоя фасада. Кроме того, заявительница сообщила, что перед началом отопительного сезона не проведена промывка и регулировка системы отопления в результате чего возникли аварии на внутридомовых инженерных системах, которые привели к затоплению подвала. В связи с появлением сырости, жители дома мучаются от неприятного запаха. Кроме того, наша землячка указала на неудовлетворительное состояние электрооборудования, что может привести к пожару. Необходимо отметить, что обозначенные вопросы включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

Гражданка С. приобрела квартиру в доме по улице Николая Островского в Астрахани. Однако уже после покупки выяснилось, что в «подарок» заявительнице достались – клопы, причем обитают они во всем многоквартирном доме и сделали жизнь граждан невозможной. Поскольку управляющая компания бездействует, она обратилась к Уполномоченному и облслужбу жилищного надзора. Надзорный орган провел проверку и установил бездействие ООО УК «Радужная», в связи с чем, направил директору компании требование произвести уборку подъездов, дератизацию и дезинфекцию мест общего пользования и подвала. Нарушение было устранено. В связи с изложенным, омбудсмен рекомендует региональной службе жилнадзора обеспечить эффективный контроль за деятельностью управляющих организаций многоквартирных домов, при необходимости своевременно оказывать гражданам содействие в надлежащем обеспечении жилищно-коммунальными услугами.

Читайте также:

ЖКХ, трудовые отношения, свалки: главное из доклада астраханского омбудсмена

Арестанты и «карательная психиатрия»: важное из доклада астраханского омбудсмена

Полиция и приставы: выдержки из доклада астраханского Уполномоченного по правам человека

Реновация по-астрахански. Омбудсмен – о ситуации с аварийным жильем

Инвалиды и власть. О нарушениях прав астраханцев с ограниченными возможностями здоровья

Губит людей вода. Астраханский омбудсмен – о ситуации с водоснабжением

Продолжение следует