Объявление управляющей компании ООО «Жилищник-4» извещало, что в связи с промывкой системы отопления одному из квартиросъёмщиков нужно быть дома. Названы числа и месяц: 23 и 24 мая. Не знаю, по какой причине, но 23 мая промывку не проводили. Может быть потому, что это был понедельник. А понедельник, как известно, день тяжёлый….
Во вторник жильцы нашего дома как обычно встали, умылись. Каждому хотелось сделать это поскорее, чтобы уйти на работу или по своим личным делам умытым и чистым. А те, кому предстояло ждать промывку, стали её терпеливо дожидаться. Сантехники пришли часам к девяти и включили подготовленное оборудование. Все боялись, что могут отключить холодную воду. Но холодную воду не отключили. А вот горячей ближе к обеду не стало, не было её всю неделю. С 24 по 29 мая, а потом и до самого июня. Воду в нашем доме по ул. Мелиоративной дали только на прошлой неделе. Н было долгое время горячей воды и в других домах микрорайона «Северный».
Люди терялись в догадках. Спрашивали друг у друга: в чём дело? Жильцы нашего дома, например, предположили, что горячую воду отключили специально на время промывки системы отопления. Мало ли, мол, что может произойти? Если это так, то почему не стало горячей воды в других домах?
27 мая промывку в нашем доме прекратили. Но горячая вода не появилась. Люди кинулись с вопросами в управляющую компанию. Некоторые, особо активные, в Трусовское «Коммунэнерго и непосредственно в котельную, которая подаёт горячую воду в наш микрорайон. В конце концов, выяснилось, что котельная не работает потому, что газовики отключили газ. Причина оказалась вполне банальная: неуплата за пользование этим самым газом. И виноваты, мол, жильцы. Что это действительно так - подтвердилось вскоре. На дверях подъездов появилось объявление управляющей компании «Жилищник-4» следующего содержания: «Уважаемые жильцы! Подача горячей воды будет возобновлена после погашения задолженности за тепловую энергию». В нашем доме фигурировала сумма 572 158 рублей. Неужели так много в доме задолжников? По моим прикидкам, в подъезде, где я живу, две семьи вполне могут задолжать. Чтобы накопить полмиллиона, нужно не платить года два-три подряд.
Не поленился и обошёл несколько соседних домов на улице Мелиоративной. Оказалось, там долгов ещё больше. В четвёртом доме, к примеру, 631 тысяча, в третьем – около 600 тысяч, во втором – 700 тысяч с гаком!
Что-то верится и не верится в такие огромные цифры. Если в четырёх домах столько задолжали, сколько же тогда задолжал весь микрорайон? Ведь здесь полтора десятка многоэтажек.
Стало чем-то обязательным оповещать людей об отключениях электричества, воды, газа и о конкретных причинах. На этот раз со стороны Трусовского «Коммунэнерго» ничего подобного сделано не было. Вот и возмущался народ. Высказывал всевозможные догадки, и на чём белый свет стоит, проклинал власть.
Как выяснилось, отключение горячей воды произошло не только в нашем микрорайоне «Северный». Многие астраханцы почувствовали, что такое жить без горячей воды больше месяца.
Законно ли поступают коммунальщики, отключая по тем или иным причинам целые дома? Отключать услуги тем, кто за них платит, нельзя. Законодательство допускает возможность останавливать предоставление коммунальных услуг злостным неплательщикам. Но только после письменного уведомления. Нельзя отключать отопление, холодное водоснабжение. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг, либо подача коммунальных ресурсов потребителям, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством РФ и договором, не допускается. Более того, действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (в отношении неплательщиков) не должны приводить к нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме. То обстоятельство, что во многих многоквартирных домах «точечное» отключение технически невозможно, не может быть оправданием для неправомерных действий. Поэтому нужно обращаться в суд на основании Закона РФ «О защите прав потребителей».
Можно также воспользоваться обращением в прокуратуру и написать коллективную жалобу от жильцов многоквартирного дома.
Правилами предоставления услуг населению допускается отключать горячую воду не боле, чем на восемь часов (суммарно) в течение одного месяца; на четыре часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – на 24 часа.
А вот ремонтные работы могут проводиться один раз в год. Согласно всё тем же правилам, ежегодные профилактические ремонты допускаются продолжительностью до 14 суток, не более.
В случае, если горячей воды нет в течение двух недель, жильцы имеют право потребовать перерасчёт. За каждый час, превышающий допустимый период перерывов подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,25 процента от размера платы, определенной показаниями счётчика или из нормативов услуг.
Борис Касаткин,
"Факт и компромат" № 17, 17.06.11.