Несколько лет назад мне довелось писать о проблемах астраханского трамвая. Он ещё ходил. Он ещё перевозил людей. Перевозил много людей, но перевозил медленно, с громким звоном. Это некоторым стало не нравиться.

И чиновники стали искать причины, как бы тихо, без большого шума остановить один из самых экологически чистых транспортных средств в городе. Причины, естественно, нашлись.

Это, конечно же, приходящий в негодность вагонный парк, электрооборудование, разбитые до предела трамвайные пути. И ещё добрый десяток недостатков, которые чиновники приводили в своё оправдание, когда заходила речь об остановке трамвая. И среди них, конечно же, фигурировали такие понятия как нерентабельность. Расходов много, а дохода мало. Весь доход, по заявлению некоторых чиновников, съедали безбилетные пассажиры, а проще говоря – льготники. Старики, старухи, инвалиды, многодетные и другие малообеспеченные категории граждан.

Дискуссия: останавливать или не останавливать астраханский трамвай шла несколько лет. Чиновники самого высокого ранга, чтобы завоевать доверие и любовь рядового обывателя, особенно накануне тех или иных важных событий, вроде выборов, били себя в грудь принародно и заявляли, что никогда не остановят трамвай. Но проходили выборы, чиновники с улыбкой занимали свои места в «хлебных» учреждениях и как ни в чём не бывало брались за старое: трамвай устарел, трамвай – дорогое удовольствие, на трамвае никто не ездит, кроме немощных стариков. Поэтому его нужно ликвидировать.

Всё начинается с малого. С малого началось и здесь. Сначала разобрали рельсы на самых шумных участках, ближе к центру города. Прислушались – шума народного вроде бы немного. Значит, можно браться и за другие участки. Да взялись так рьяно, что за короткий период все рельсовые пути не только разобрали, но и заасфальтировали. Вот только до самых отдалённых и самых захолустных участков никак не доберутся до сих пор. Ещё не везде разобраны рельсы.

Сейчас о трамвае в Астрахани остались одни воспоминания. Впрочем, где-то прочитал, что трамвай, возможно, возродят. Получается, одумались? Или кто-то специально подбросил, чтобы отвлечь народ от нависшей угрозы над астраханским троллейбусом? Непонравившийся трамвай – убрали. Теперь вот такая же участь нависла над троллейбусом. И что интересно: нас опять пытаются успокоить и опять всё те же чиновники из городской администрации. И в основном – те же самые.

Конечно, сейчас не те времена, какие были, когда трамвай лишили поддержки на всех уровнях, когда руководству трамвайно-троллейбусного управления ничего не оставалось, как капитулировать перед натиском административного напора. Теперь голос народа слышней. «Факт и компромат», а также ast-news.ru рассказывают о беде, которая может случиться с астраханским троллейбусом.

Население, как всегда, разделилось на две равные половины. За троллейбус в основном пожилые, против него – молодёжь. И это понятно.

По какой причине собираются остановить астраханский троллейбус? Как считают аналитики, это связано с экономическими трудностями. В переводе на простой язык – это означает отсутствие средств на содержание предприятия в городском бюджете. Такие выводы настораживают. Если сегодня остановится троллейбус, завтра остановятся и автобусы. Они, как это ни печально, тоже убыточные. С такой логикой Астрахань вообще может стать пешеходным городом. А может быть, вся эта возня с троллейбусами затеяна лишь с одной целью – дать простор маршруткам? Но их и так в городе – хоть отбавляй.

Интересно у нас получается. Некоторое время назад была поднята кампания против маршруток. Чиновники всех рангов заявляли, что маршруткам не место в городе. Их много, они являются главными виновниками всех ДТП. Их, мол, необходимо заменить автобусами средней и большой вместимости. Теперь против этих автобусов и в придачу к ним – троллейбусов затеяли войну не на жизнь, насмерть.

Так быть или не быть троллейбусу в Астрахани?

После личного вмешательства губернатора Астраханской области Александра Жилкина в ситуацию, который поручил руководству астраханской мэрии сохранить троллейбусы, пресс-служба городской администрации в своём релизе сообщила, что речи о ликвидации троллейбусов и самого предприятия не идёт.

Помнится, что такие же обнадёживающие ответы были обнародованы и по поводу остановки трамвая. Городские власти также заверяли, что всё останется: и трамвай, и предприятие в целом. Что в конце концов получилось, всем астраханцам хорошо известно.

Борис Волжский,

"Факт и компромат" № 10, 15.03.2013 г.