Константин Гузенко: БалетМАСТЕР Константин Уральский и его балет «Вальс белых орхидей»

В преддверии online-трансляции авторского балета Константина Уральского «Вальс белых орхидей» Астраханского театра оперы и балета на YouTube-канале театра, своим профессиональным мнением с AST-NEWS.ru поделился председатель Астраханского отделения Союза Композиторов России Константин Гузенко.

- Есть в искусстве личности, от которых постоянно ждешь чего-то нового, неожиданного, порой даже сразу необъяснимого. И в Астрахани такой человек есть – балетМАСТЕР Константин Уральский. Каждая его постановка становится событием в нашей культурной жизни.

Явно продолжая традиции русского балета, идущего от реформ П.И. Чайковского и Мариуса Петипа, дягилевских сезонов в Париже, Художник позволяет себе новое прочтение и хореографической классики (вспомнить, например, его постановку «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева), и создание «с нуля» уже современного балета («Андрей Рублев» на музыку Валерия Кикты). И таких постановок – много!

В среде музыкантов есть устойчивое мнение, что именно композитор определяет в балете все нюансы и сценарный ход всего спектакля. Но это, как мне кажется, в случае с феноменом Константина Уральского становится постепенно заблуждением. Да, говорили ли мы о реформе балетного искусства Петра Ильича Чайковского, если бы рядом с ним не был хореограф Мариус Петипа? Конечно, нет! Но здесь, по моему, мы наблюдаем другое обратное явление: именно балетмейстер, наделенный неординарными свежими идеями, содержательностью и, уже внутренне сформировавшимися выпуклыми образами, «диктует» близким по духу ему композиторам, что именно ему надо, в том числе, какая и где музыка должна прозвучать в новом спектакле. Понятно, что, скорее всего, многое обсуждается создателями постановки заранее, в процессе ее рождения, становления, подготовки. Но здесь важно, кто «заказывает музыку».

Итак, неординарные балетмейстер-режиссер и сценограф, композитор и еще, конечно, яркие исполнители – залог любого успеха. Без них произведение существовать фактически не сможет. Только если в воображении создателей. И профессиональная исполнительская хореографическая школа в Астраханском театре оперы и балета, имеющая почти двадцатилетнюю историю, уже при Константине Уральском, стала новым и определяющим этапом ее существования.

В проходящий сейчас у нас «беззрительский» период, когда театрам очень непросто, руководители и администраторы-организаторы Астраханского театра оперы и балета находят интересные формы общения с публикой. Причем, может даже благодаря этому, многие его постановки теперь увидят не только астраханцы, но жители городов России и мира. Тому подтверждением стали многочисленные эмоциональные и позитивные отклики, да и рейтинги прежних подобных показов констатируют повышенный интерес к ним.

И вот теперь, мы все в ожидании online-трансляции еще одной постановки Театра – балета «Вальс белых орхидей». Известно, что эта постановка создана по мотивам романов Эриха Марии Ремарка. Характерная для художников-романтиков тема «одиночества и любви», опирающаяся на музыку классических образцов французской эстетики XX века, балет «Вальс белых орхидей» объединяет разные художественные начала, сложное сочетание классического и современного балета, фактически и делает эту постановку яркой, даже местами, ярмарочной.

Очень профессионально, оригинально петербургским композитором Сергеем Дягилевым-мл. были выполнены стильные инструментовки для именно маститого симфонического оркестра Театра (музыкальный руководитель и дирижёр – Валерий Воронин). Они тоже переносят зрителя в мир Мориса Равеля и эпоху популярных мелодий французского шансона.

Мне кажется, что этот прием, когда можно переключать взгляд зрителя как бы со стороны и, одновременно, быть соучастником происходящих событий, безусловно, стал находкой либреттиста, хореографа-постановщика Константина Уральского. Он, к слову, в одном из интервью об этом так и говорил: «Это, скорее, мое личное восприятие образов и сюжетов Э.-М. Ремарка, обобщённое впечатление от многих его произведений».

Прорыв, казалось бы, незыблемыми аксиомами и сложившимися стереотипами художественного мира, балет «Вальс белых орхидей» сам по себе и в online-трансляции, возможно, еще больше приблизит нас к некому идеал, но, без сомнения, сделает вечер 17 мая 2020 года истосковавшимся по театру зрителям интересным, памятным. Поэтому я, конечно, посмотрю снова и снова этот балет, освежая в памяти премьерные волнения первых его «живых» постановок. Ждем, и в добрый путь!

Своими впечатлениями о культовом балете Астраханского театра оперы и балета «Вальс белых орхидей» с AST-NEWS.ru также поделились его многочисленные почитатели.

Ирина Болышева, театральный зритель, друг астраханского балета:

- Я вспоминаю своё ожидание премьеры «Вальса белых орхидей» в 2013 году. Балет по Ремарку? Это интриговало. Но случилось чудо! Сложилось впечатление, что это происходит не с нами и не здесь. Хотелось всем рассказать, насколько красивый, тонкий, глубокий и магический спектакль появился в нашем театре!

Ты бесконечно веришь артистам, проживаешь с ними всю выражаемую ими страсть. Для меня каждый показ этого спектакля – событие, там столько смыслов, чувств! Герой проходит сквозь тебя со всей своей болью и тревогой, а сколько женственности и изыска в Героине! Красота во всем! Хореография потрясает, она в каждом взгляде! Это абсолютно гениальный спектакль!

Наталья Орайло, психолог библиотеки для молодёжи имени Бориса Шаховского:

- Балет "Вальс белых орхидей" меня поразил многим. Он невероятно красивый! И эта красота во всем: в смыслах, которые в нем заложены, в музыке и линиях танца, в прекрасных костюмах и неожиданных сценах, интересных декорациях, игре света и в желании перечитать всего Ремарка заново. Все это складывается в прекрасный спектакль. Но все это было бы бессмысленно без великолепного исполнения артистов нашей труппы. Они в этом спектакле как будто пришли с другого мира, с другой эпохи. Это чувствуется в каждом жесте, в каждом взгляде артиста.

Для меня – это спектакль, после которого не возможно заснуть, потому что не хочется отпускать эти прекрасные картинки. Впечатлений от него всегда много. Его показывают всего раз в год, два дня подряд. И я всегда иду оба раза и жду следующей встречи.

Очень хочется, чтобы "Вальс белых орхидей" шёл чаще. Зрители спектакль очень любят – всегда аплодируют стоя, и возбужденно обсуждают детали, выходя из зала. К сожалению, в этом году не будет возможности увидеть любимый балет на сцене театра, но хорошо, что есть запись. И мы с дочкой будем смотреть онлайн, ведь "Вальс белых орхидей" – это ее любимый балет!

Очень хочется, чтобы как можно больше зрителей посмотрели этот дивный балет, у которого даже название невероятно красивое!

Надежда Родионова, журналист:

- Все спектакли Уральского смотрю, не шелохнувшись. Наверное, как и почти все театралы. А на "Вальсе белых орхидей" я, кажется, забывала и дышать. Этот спектакль для взрослых - то же самое, что и "Щелкунчик" для детей. В этом балете то же ожидание чуда.

Марина Панова-Ватанская, фотограф:

- "Вальс белых орхидей" - балет насыщенный чувствами, красками, персонажами. Всё это вращается вокруг главных героев: Мужчины и Женщины, пытаясь оторвать их друг от друга. И каждый раз хочется взглянуть на этот сюжет по-новому. Вот теперь, например, хочется показать людям, не попавшим на спектакль, не столько движения прекрасных танцоров, сколько донести сам дух спектакля. От того у меня так много атмосферных снимков.

Фото: Марина Панова-Ватанская.

Материал подготовила: Екатерина Некрасова.