«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: В Астраханской области есть Газпром и газ, Лукойл и нефть, огромное количество туристических баз, сельское хозяйство и миллион тонн овощей в год, популярна охота, есть рыбоводство и рыбалка, выход к морю…. Свои отпуска здесь проводят первые лица страны. В общем-то, привлекательный и самодостаточный регион, но с низкими доходами среди большей части населения и с высокими ценами, на уровне богатой Москвы, на товары, продукты и услуги. Почему так происходит, в чём причина парадокса и несправедливости?

КОНСТАНТИН МАРКЕЛОВ: Цены, которые сложились в Астраханской области, объясняются стабильным спросом потребителей. Это говорит о том, что уровень жизни в Астраханской области несколько выше, чем в других соседних регионах, в которых по некоторым позициям цены ниже наших.

Средняя заработная плата в регионе достаточно высокая, и говорить о том, что в Астраханской области большая часть населения с низкими доходами – несколько некорректно. У нас есть, конечно же, немалая часть населения с маленькими зарплатами, а также категория людей с доходами ниже прожиточного минимума, но с каждым годом количество бедных сокращается. При этом для данной категории людей предусмотрены меры государственной поддержки.

Понятно, что средняя экономика по региону - это как средняя температура по больнице. Есть предприятия нефтегазовой сферы, где средняя заработная плата составляет более 50 тысяч рублей, и, например, бюджетники, которые получают в несколько раз меньше. Для увеличения доходов среди работников бюджетной сферы начинается реализация соответствующей государственной программы, и уже в следующем году мы планируем довести зарплаты бюджетников до среднего уровня по региону.

Все перечисленные в вашем вопросе отрасли в любом случае работают на экономику Астраханской области. Все получаемые от них доходы закладываются в бюджете, в первую очередь, на социальные нужды.

Ситуация, при которой уровень зарплаты зачастую несопоставим с высокими ценами, объясняется ещё и тем, что во многих случаях выплата заработной платы происходит по серым схемам. Эти доходы официально не фиксируются, но они есть. Это проблема, решением которой мы занимаемся.

Я уверен: уровень жизни в Астраханской области будет расти.

«ФАКТ»: Проблемами серых зарплат власти занимаются, но, наверное, существует ещё и плохая собираемость налогов в некоторых успешных отраслях нашего региона. Например, с туристических услуг планируется собирать налоги в должной мере?

МАРКЕЛОВ: Есть ряд отраслей, которые государством специально поставлены в такие условия, чтобы стимулировать их развитие за счёт низкой налоговой базы. В данном случае должна быть сбалансированная экономическая политика. Например, многим предприятиям сельского хозяйства вменён единый минимальный налог. Таким образом, мы поддерживаем тех, кто хочет заниматься данной отраслью, имеющей стратегическое значение по обеспечению населения продуктами питаниями и рабочими местами. То же самое касается и туристической сферы. Многие из туристических организаций имеют такую юридическую форму, при которой они имеют право выплачивать небольшой единый вменённый налог. Туристические базы обеспечивают большое количество людей трудовой занятостью и средствами для существования. А это, в основном, сельские районы Астраханской области.

Нам важно, чтобы турбизнес работал, прежде всего, по правилам, установленным государством, соблюдал природоохранное, рыбное, экологическое и другие законодательства.

«ФАКТ»: В последние годы было много проектов и планов по привлечению инвестиционного капитала. Но пока мы видим, как развивается только ООО «Газпром добыча Астрахань». Скоро, вероятно в городе не будет здания, где бы ни красовался газовый огонек. Но развитие Газпрома не дает развития нашему региону. Львиная часть налогов уходит в Москву. Может ли хоть что-нибудь измениться в этом отношении в пользу нашей области?

МАРКЕЛОВ: Это вечная проблема федерального центра и регионов. Точно так же, как и на региональном уровне - с муниципалитетами. Всегда есть недовольство по поводу, как идёт распределение собираемых налогов. Часто кажется, что мы платим больше налогов в федеральный центр, чем остаётся здесь. Мы возмущаемся. Но никуда от этого не денешься, поскольку есть определённые федеральные обязательства, которые государство должно выполнять. Законодательством четко определено, сколько налогов остаётся в регионе, сколько уходит в федеральный бюджет. К сожалению, оно существенно не меняется, хотя определённые корректировки там регулярно происходят. В следующем году снова будут проведены некоторые изменения.

Недавно был принят закон о создании консолидированных групп налогоплательщиков. Мы этот закон давно ждали. Он позволит нам получить в бюджет существенные добавки от крупных налогоплательщиков, которые вошли в эту схему. Среди них Газпром, Лукойл, МегаФон, Ростелеком и другие крупнейшие российские структуры.

Теперь мы начинаем получать доходы от этих предприятий в региональный бюджет в зависимости от объема их имущества, которое находится на территории нашей области. Чем больше они строят здесь, тем больше поступает налогов с учётом общего дохода крупных корпораций по всей России. В этом году от консолидированной группы налогоплательщиков мы получили в бюджет Астраханской области плюсом более двух миллиардов рублей. Конечно, ожидали получить в два раза больше, но в итоге было принято решение о плавном переходе на новую систему. Это значит, что с каждым годом финансовые поступления в региональный бюджет от этой группы налогоплательщиков будут только увеличиваться.

В то же время Газпром, Лукойл и другие крупные предприятия в Астраханской области участвуют во многих важных социальных проектах, строительстве и благоустройстве.

«ФАКТ»: От каждого нового года люди ждут каких-то перемен, причём желательно, к лучшему. Будут ли в связи с этим перестановки в областном правительстве? Обновится ли кабинет министров? Или лучше уже некуда?

МАРКЕЛОВ: Я считаю, что состав сегодняшнего правительства Астраханской области достаточно профессиональный. Министры работают успешно на вверенных им направлениях, поэтому в кардинальных кадровых переменах необходимости пока что нет. К тому же, некоторая стабильность позволяет выстраивать долгосрочные планы, ставить структурные задачи и эффективно работать.

И все же частичные изменения в Новом году будут. У кого-то закончится контракт, кто-то, возможно, перейдёт на новую работу. Планы такие есть. В нужный момент мы о них сообщим.

«ФАКТ»: Как вы относитесь к критике в адрес астраханских министров, которая звучит со страниц нашей газеты?

МАРКЕЛОВ: К критике я всегда положительно относился и отношусь. Это определённый стимул для работы. Если критики нет, то человек начинает успокаиваться, работать в пол силы. Поэтому и существует оппозиция, различные коммуникации для общения с людьми. Я не представляю себе такую работу, при которой хотя бы раз в неделю не побывать на каких-то сходах граждан, на массовой встрече с людьми для того, чтобы пообщаться по поводу различных проблем. Это создаёт обратную связь и определённый настрой в работе. Думаю, нужно вовремя реагировать на существующие проблемы населения.

Критика со стороны – это другой взгляд на то, что ты делаешь, и порой она бывает конструктивной и помогает изменить некоторые решения, которые, возможно, были неправильными. Вот почему очень хорошо, когда пресса активно критикует власть.

«ФАКТ»: Что случилось с туристическими проектами, о которых вы рассказывали нам в своём интервью в мае 2011 года? Напомним, что речь шла о туристической зоне «Парк рыбного периода» в Володарском районе с 50 тематическими стоянками, каждая из которых должна иметь необходимую инфраструктуру для приема туристов: места общественного питания, средства размещения, сувенирные магазины, причалы, аттракционы, оборудованные пляжи. Другой проект - это туристический комплекс «Остров Городской».

МАРКЕЛОВ: Все инвестиционные проекты – это достаточно сложный процесс их реализации. Если из ста заявленных инвестиционных проектов до стадии реализации дойдут десять, то это уже будет считаться достаточно эффективной работой.

Действительно, были заявлены и широко обсуждались эти два проекта. Инициатором проекта «Парк рыбного периода» была компания, в которой потом сменились руководитель и собственник, поэтому и планы у них тоже поменялись.

«Остров Городской» - интересный проект для развития нашего города. Хотя мы его заявили на федеральном уровне и получили одобрение, сейчас он приостановлен, поскольку в нем задействована лесная зона городских парков и есть много ограничений по её использованию. Например, чтобы там вырубить деревья и поднять уровень острова, по закону, в черте города нужно высадить новый лес такой же площади. А это очень затратный и сложный проект, и такого инвестора пока что нет. Именно поэтому проект «Остров городской» временно заморожен.

«ФАКТ»: Почему развитие туризма в Астраханской области до сих пор держится только на инициативе частных предпринимателей, которые в основном заинтересованы в личной выгоде?

МАРКЕЛОВ: Не только в Астраханской области, но в России, в мире туризм держится на инициативе частного бизнеса. Ничего удивительного в этом нет. Мы будем продолжать поддерживать туристическую отрасль в части инфраструктуры, коммуникативной связи, презентаций, выставок и т.д. Однако сегодня есть и государственные учреждения по привлечению туристического потока – это музеи, Астраханский Кремль, филармония, различного рода учреждения культуры, которые в этом направлении активно развиваются.

«ФАКТ»: Движение на дорогах областного центра становится всё более критическим. Это происходит из-за чрезмерного количества личного автотранспорта. Рост штрафных санкций, планируемых на федеральном уровне, может снизить его количество. Что предполагает в этом направлении областное правительство?

МАРКЕЛОВ: Я не думаю, что рост штрафных санкций снизит количество автотранспорта на дорогах. Машин становится больше, что, кстати, указывает на растущий уровень жизни.

Мы будем принимать все необходимые меры для развития дорожной отрасли и строительства новых магистралей. Так, уже работает программа по внедрению системы видеонаблюдения, которая позволит обеспечить порядок на дорогах.

Кроме этого, есть также опыт других стран, которые давно уже столкнулись с этой проблемой. В наших планах его перенять.

«ФАКТ»: Ростовские предприниматели от игрового бизнеса как-то незаметно проникли на территорию нашей области. Уличные точки с игровыми автоматами стоят в микрорайоне Бабаевского, в 3-м Юго-Востоке и во многих других местах. Они то открываются, то закрываются, но остаются на своих местах. Это очевидная экономическая интервенция явно имеет коррупционную поддержку в правоохранительных органах. Какие меры планирует предпринять в этом отношении правительство региона?

МАРКЕЛОВ: После того, как было принято законодательство, ограничивающее этот бизнес, контроль над его деятельностью лежит на правоохранительных органах.

Если такая проблема, о которой вы говорите, есть, мы внимательно её изучим и проведём специальные контрольные мероприятия.

«ФАКТ»: Вы ныне не только председатель областного правительства, но и атаман астраханского казачества. Может ли казачество в современных условиях составить конкуренцию воздушно-десантным войскам или морской пехоте по степени боевой подготовки? Есть ли смысл возрождать казачество для патрулирования улиц?

МАРКЕЛОВ: Казачество не может и не должно составлять конкуренцию профессиональным армейским соединениям. Казачество должно возрождаться в качестве серьёзного резерва вооружённых сил, где молодёжь может заниматься спортом, участвовать в патриотических мероприятиях, изучать православие. Казачество – это возрождение культурных, исторических и военных традиций.

Патрулирование улиц и охрана общественного порядка входит в одно из обязательств, которое может на себя взять реестровый казак. Уже есть успешный опыт патрулирования улиц, и мы будем его развивать, тем более что это востребовано. Когда казаки совместно с полицией следят за общественным порядком на улицах города – это еще больше дисциплинирует граждан.

В следующем году мы попробуем ввести в городе конное патрулирование казачьими силами.

«ФАКТ»: Вы казачий атаман. Владеете ли вы практикой верховой езды, приемам сабельного боя и стрельбой?

МАРКЕЛОВ: Саблей ещё не овладел. Не каждому дано ей владеть так, как это умеют специалисты сабельного боя. Стрельбой из разных видов оружия я занимаюсь давно. Стреляю из гладкоствольного и нарезного оружия, из пистолета. Я вхожу в федерацию практической стрельбы Астраханской области и, надо сказать, стреляю неплохо.

Верховой ездой я занимался ещё в детстве, но уже давно не практиковался. Сейчас возобновляю занятия, и даже взял несколько уроков.

«ФАКТ»: В России парламентаризм имеет очень слабые традиции. Во всяком случае, в советское время Советы депутатов трудящихся всех уровней вплоть до Верховного Совета СССР никто не воспринимал серьезно. Советы утверждали всё, что спускали им исполнительные органы власти с благословения партийных органов. Современные Думы всех уровней не далеко ушли от Советов. Не лучше ли отказаться от так называемого парламентаризма? Имеет ли смысл содержать законодательные органы власти, если все законы в основном разрабатываются властями, а депутаты их убедительно одобряют?

МАРКЕЛОВ: Парламенты нужны. Парламентаризм – это хороший опыт работы в мире.

Нельзя так упрощать работу парламентов, говоря о том, что все законы готовятся в недрах исполнительной власти. Это далеко не так. Более того, те законопроекты, которые предлагаются органами исполнительной власти, подвергаются со стороны депутатов серьёзным преобразованиям и изменениям, проходя через сито депутатских обсуждений. Я не вижу ничего страшного в том, что исполнительные органы власти готовят законы и вносят их на рассмотрение в парламенты. Точно так же депутаты инициируют новые законы, а мы с ними соглашаемся или нет.

С тем, что парламентаризм в России имеет слабые традиции, я в какой-то мере соглашусь. Действительно, в нашей стране ещё нет большого опыта работы в этом направлении. Всё приходит с годами. Сегодня парламенты боле эффективные, чем, например, пять лет назад. Пройдёт время, станут ещё лучше.

Я думаю, что без парламентов государство не сможет нормально существовать. Это отдельный вид власти, которая позволяет народу иметь своё представительство, продвигать свои идеи и инициативы.

«ФАКТ»: Вы верующий православный христианин. Не кажется ли вам странным, что в современной Астрахани есть площадь и улица имени Атарбекова, повинного в уничтожении астраханских священнослужителей, в числе которых были архиепископ Митрофан и епископ Леонтий?

МАРКЕЛОВ: Наверное, можно поступать так, как это делают в некоторых странах, называя улицы числами: первая авеню, вторая авеню и т.д. В России сложилась традиция называть улицы именами людей. На определенном историческом отрезке времени улицы назвали в честь людей, которые были замешаны в действиях против православных священнослужителей. Это, наверное, проблема больше морально-политическая. То, что улицы должны называться именами достойных людей, я согласен. Но есть ли смысл стремиться к переименованию улиц? Ведь многие люди даже не знают, почему улица носит то или иное имя. Иногда некоторые названия закрепляются в человеческом сознании настолько, что его оттуда не выбьешь. Например, уже давно нет завода имени Сталина, а район, где он был, до сих пор называют только так. Или, скажем, улица Желябова. Её переименовали, а всё равно большинство астраханцев называет её по-старому. К тому, что теперь это Адмиралтейская, привыкнут только лет через десять-пятнадцать.

Переименование или возвращение старых названий улицам, посёлкам, городам должно происходить не революционным образом, а постепенно. Причем происходить это должно по инициативе тех людей, которые живут с этими названиями. Если они захотят изменить название своей улицы, то местные власти, наверняка, на это согласятся.

«ФАКТ»: Что на сегодняшний день вас, как председателя Правительства Астраханской области, наиболее волнует в вашей работе? Какие первоочередные вопросы сейчас перед вами стоят? И от чего вы ждёте наиболее весомого результата?

МАРКЕЛОВ: Основная наша задача сейчас – это принятие бюджета на следующий год, сбалансировав все интересы региона, связанные с повышением заработных плат, социальными обязательствами, сокращением лишних расходов, изысканием средств на реализацию ряда планов и проектов, которые важны для региона. Это ремонт и строительство дорог и мостов, модернизация жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение жителей Астраханской области чистой питьевой водой. Если нам удастся выйти на устойчивое финансирование задуманных программ в следующем году, то это будет главной решенной задачей, так как бюджет следующего года достаточно напряжённый.

Ну и конечно, самое главное, чтобы на экономику региона не влияли процессы извне. К сожалению, кризис в какой-нибудь стране или кризисные явления в каком-то регионе оказывают негативное влияние на Астраханскую область. А каких-то катаклизмов, в том числе и финансовых, в следующем году нам не хочется.

"Факт и компромат" № 44, 7.12.2012 г.