Конституционный суд РФ (КС) удовлетворил жалобу военнослужащего Ислама Куашева, который оспаривал норму статьи 38 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В пункте 11 статьи 38 данного закона говорится, что, если военнослужащий находится под следствием, он не исключается из списков личного состава части.

Младший сержант Куашев, проходивший службу в Астраханской области, попал под следствие по делу о вымогательстве. В силу этого он оставался в части в статусе военнослужащего около полугода после того, как должен был демобилизоваться.

Суд разъяснил, что законодатель может устанавливать определенные ограничения прав и свобод военнослужащих, если этого требуют цели военной службы. В данном же случае продление срока службы было продиктовано задачами предварительного расследования.

По мнению суда, оспоренная норма создает возможность применения этой меры без достаточных оснований и без принятия соответствующих процессуальных решений органами следствия, прокурором и судом. Такая мера пресечения к военнослужащим, как «наблюдение командования воинской части», предусмотрена УПК РФ. Но при этом командованию воинской части направляется постановление об избрании этой меры пресечения и разъясняются обязанности по ее исполнению.

Такое регулирование ставит военнослужащих в неравное положение с другими гражданами. В частности, военнослужащие лишаются права на обжалование ограничений своей свободы, потому что УПК не относит командование воинской части к числу должностных лиц, действия которых подлежат обжалованию.

Поэтому КС признал оспоренную норму дискриминационной, нарушающей равенство граждан перед законом и судом и право военнослужащих на судебную защиту. Суд также признал, что положение, содержащееся в абзаце девятом п. 11 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не соответствует статьям 19 (ч. 1 и 2), 46 (ч. 1), 55 (ч. 3) и 59 Конституции РФ.

Согласно постановлению КС, впредь до внесения изменений в законодательство, эта норма может применяться только в отношении военнослужащих, которым избрана такая мера пресечения как наблюдение командования воинской части.

Адвокат Куашева Алим Биттиров не ожидал, что суд вынесет решение в пользу военнослужащего. По его словам, на предварительных слушаниях могло сложиться впечатление, что суд не удовлетворит жалобу. Данное постановление КС сыграет важную роль в решении вопроса по тысячам военнослужащих, оказавшихся в похожей ситуации, полагает адвокат.