Для Георгия Александровича Степанова наступает уже третья зима. Зима на выживание. Как это ни абсурдно звучит, но 83-летний ветеран Великой Отечественной войны, инвалид II группы обитает в железном контейнере на берегу реки Царев Астрахани. Когда Георгий Александрович перебирался сюда жить, он и не собирался кого-то шантажировать. Просто, стоя в очереди на жилье с 2000 года, решил дождаться квартиры в своем собственном «углу».

Несколько лет назад Георгий Александрович продал дом в Читинской области и перебрался по рекомендации врачей в Астрахань — климат сменить. В то время грянул дефолт, и купить жилье на новом месте ветеран не успел. Сначала ютился по съемным квартирам, а когда понял, что тяжело ему жить в таком темпе, написал заявление в дом-интернат для престарелых. Там Степанов прожил почти девять лет, а три года назад сбежал, не поладив с медсестрой. «Побег» подготовил заранее: купил гараж, потихоньку перетащил пожитки. Сентябрь в Астрахани теплый, а до зимы гараж утеплить не успел бы, смекнул Георгий Александрович. Так дедушка перебрался в контейнер на берегу реки Царев, приобретенный много лет назад. Изнутри обил его ДСП, утеплил шкурами, разместил лежанку, холодильник. Последний служит шкафом, потому что ни света, ни прочих удобств в контейнере нет. А в последнее время жители деревянных бараков устроили рядом с жильем ветерана мусорную свалку.

— Ничего, — бодрится старый солдат, вытирая рукавом слезы, — приспособился к военно-полевым условиям: по ночам кутаюсь в два овчинных тулупа, вроде тепло. В контейнере я только ночую: утром выхожу из «дома», и на целый день по своим делам. Я всегда в курсе дел — слушаю радио, сижу в библиотеках. А питаюсь? Иногда в столовой местного клуба, да сейчас перекусить где-то не проблема.

Родных у Георгия Александровича нет, верными друзьями за время кочевой жизни по Астрахани не успел обзавестись. Социальные службы ставят ветерану в пику — на жизнь жалуется, а по заморским странам путешествует. Действительно, Георгий Александрович летал в Египет, Таиланд, благо пенсия позволяет, да и «горящие» путевки сегодня доступны.

— Я все детство и молодость жил в нищете, потом война, бился на передовой, дошел до Германии, — снова наворачиваются на глаза ветерана слезы. — Коль жилья нет, так на старости лет можно в теплые края слетать, не до костей же мне в этом контейнере зимой промерзать.

«В связи с предстоящим 65-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановляю: 1. Считать необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» — гласит выдержка из Указа Президента России «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов», подписанного в мае 2008 года. Многие ветераны с облегчением вздохнули: ну наконец-то старость беззаботно скоротаем. Но и здесь обнаруживается бюрократический подвох. Если раньше льготникам выделялись квартиры, то теперь они получают субсидии на покупку жилья.

Прежде размер субсидии составлял 510 тысяч рублей, с недавнего времени ее увеличили до 835,200 рублей. Приличного жилья в Астрахани по такой цене нет в принципе, если только это не комната в общежитии. В сельской местности за эту сумму старикам светит половина частного дома либо однокомнатная квартира. Всего за 2007 — 2009 годы за счет субсидий из федерального бюджета жилищные условия улучшили 113 астраханских ветеранов, в том числе в текущем году — 61 человек, часть из них вкладывали свои «деревянные», отложенные на черный день. Многие старики недоумевают, когда им разъясняют порядок реализации жилищного вопроса: вовсе не квартиру предоставляют, а субсидию, и в поисках жилья им придется еще походить. Вот и отказываются некоторые ветераны и инвалиды войны от государственной помощи, ведь большинству из них не то что в магазин или аптеку трудно сходить, по дому сложно передвигаться.

— Действительно, многие ветераны просят предоставить благоустроенную квартиру или выделить им сумму наличными, — говорит главный специалист отдела методологии предоставления мер соцподдержки Минсоцразвития Астраханской области Лилия Семенова. — Законом такая возможность пока не предусмотрена. Хотя сейчас по поручению президента правительство РФ решает вопрос о внесении в законодательство изменений, позволяющих улучшить жилищные условия ветеранам, вставшим на учет после 1 марта 2005 года, а также о возможности выплаты единовременной денежной компенсации по желанию ветеранов взамен обеспечения их жилой площадью. Подобный механизм уже был использован, когда обеспечивали ветеранов транспортными средствами.

Что касается ветерана Степанова, то в Минсоцразвития не могут понять, почему пенсионер отказывается от предлагаемых ему квартир с удобствами, предпочитая жить в контейнере.

— Сегодня на очереди стоят 256 инвалидов и участников ВОВ, семей погибших (умерших) участников и инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, — продолжает Лилия Семенова. — У Георгия Александровича, также стоящего на очереди, ни раз была возможность улучшить жилищный вопрос: Степанову выдали гарантийное письмо на получение социальной выплаты, возили в пос.Азовский Камызякского района на осмотр двух квартир со всеми удобствами в многоэтажке. Был запланирован еще один выезд на осмотр 1-комнатной квартиры в Трусовском районе Астрахани, но Георгий Александрович отказался, вернув вдобавок и гарантийное письмо.

Последний раз, когда специалисты Минсоцразвития предлагали пенсионеру субсидию, он вновь отказался, прописав в документе требование — предоставить пригодную для полноценного жилья квартиру. Уверен — заслужил. Про вышеуказанное жилье Георгий Александрович вспоминает с обидой, говорит, в пос. Азовский толком ни магазинов, ни аптеки нет, газ провели, но к квартирам не подключили. Читатель может подумать, что ветеран на старости лет закапризничал, много их таких — упертых. Георгий Александрович в свои 83 обладает совершенно ясным умом и трезвым рассудком, правда, военные снаряды слух подпортили. Дедушка не вредничает, не встает в позу перед властями. Говорит, всю жизнь был должен — сначала за Союз воевать, а теперь вот должен сам себе жилье искать. А хочется, чтобы на старости лет государство проявило благодарность не только в виде мизерной субсидии. Георгий Александрович будет терпеливо ждать и надеяться. До мая 2010 года время еще есть, вот только впереди у старика еще одна холодная зима.

Ольга Постнова,

"Известия. Волга-Каспий"