За права астраханских автолюбителей и пешеходов успешно борется одна-единственная общественная организация. А власти либо бездействуют,

либо наживаются на обучении водителей и выдаче водительских прав.

На протяжении последних семи лет астраханские СМИ, в том числе и газета "Факт и компромат, взывали к местным властям о незамедлительном наведении законного порядка на наших дорогах. Вся цепочка, начиная с выдачи лицензий на право готовить водителей и заканчивая приемом экзаменов в ГИБДД на водительские права – в Астраханском регионе и по сей день носит коррумпированный, а подчас и криминальный характер. Наш народ давно осознал, что пока за рулем будет находиться преступник, купивший права, а не грамотный водитель, количество трупов и калек от ДТП с каждым днем будет расти. Народ понимал, но прогнившая и продажная власть, устроившая себе на задних сиденьях служебных авто с мигалками праздник жизни, а народу настоящую бойню на дорогах (почти 40 тысяч смертей в год), почему-то оставалась в стороне и делала вид, что ее эти проблемы не касаются.

О «ДОРОЖНЫХ ВОЙНАХ» ЗАГОВОРИЛ ПРЕЗИДЕНТ

Наша газета на своих страницах пыталась обратить внимание местных властей, что основными причинами ДТП являются две - отсутствие должной подготовки водителей и преступно халатное отношение ГИБДД к исполнению обязанностей по надзору за дорожным движением. Именно в этих направлениях необходимо было срочно наводить порядок. Мы писали о том, что в нашем, неблагополучном по ДТП регионе, сотрудники ГИБДД перестали выполнять свои надзорные функции за соблюдением Правил дорожного движения. Что инспекторы ГИБДД никак не реагируют на нарушения водителями правил парковки, езду на запрещающие сигналы светофоров, на автомобили с нечитаемыми или вообще без номерных знаков, с явными признаками неисправностей и т.д. Однако власть, считая нас «желтой прессой», не сочла нужным не только проверить изложенные в публикациях факты, но даже на них как-то отреагировать. Как в той пословице: «А Васька слушает, да ест!», забыв при этом мудрость: «Время рассудит».

И вот, наконец, через 7 лет (!) это время пришло и причины «дорожных войн» дошли до сознания самого верха российского политического олимпа.

15 ноября 2005г. на госсовете в Кремле президент потребовал самых решительных действий от исполнительной власти и правоохранительных органов по обеспечению порядка при обучении водителей и выдаче водительских удостоверений в экзаменационных подразделениях ГИБДД. Вполне возможно, что указания нашего энергичного гаранта Конституции будут выполняться (а может и не будут), и положение дел в этой области поправится. Вопрос в другом. Кто и каким образом ответит за развал сферы обеспечения безопасности дорожного движения в нашем регионе. А ведь эта сфера разваливалась на наших глазах на протяжении десятка лет, и мы знаем, кто ее разваливал, и писали об этом.

Такие фамилии, как Шитов В.А., Трещев А.М., Гутман В.А., Ступин В.А., Дудина Е.А., Якимчук И.М. (областное министерство образования), Гордеев А.М., Сафронов А.И., Кузьминов А.А., Шукуров Р.М., Захаров А.И., Левченко М.Н. (областное УГИБДД), Маслов Н.А. (областное управление антимонопольной службы – УФАС) и другие довольно часто упоминались на страницах прессы в качестве как бы главных виновников развала сферы обеспечения безопасности на дорогах нашего региона.

Немалая «заслуга» в этом принадлежит и некоторым местным СМИ, которые сознательно отказывались поднимать эту жизненно важную проблему на станицах своих изданий и попросту покрывали очевидную преступную деятельность и бездеятельность вышеназванных чиновников.

Лояльные к властям местное телевидение и такие газеты, как «Горожанин», «Астраханские известия», «Волга», «Комсомолец Каспия» и другие вещали со своих экранов и писали о птичках, рыбках, конкурсах, о чем угодно, только не о дорожных проблемах и категорически не желали нарушать покой элитной верхушки и упоминать их фамилии в нелицеприятных для них сюжетах. Парадоксально, но факт – газета «Комсомолец Каспия», которую астраханские антимонопольщики незаслуженно обвинили в нарушении правил публикации реклам на эту тему, практически ничего не предприняла для защиты своего имени. За нее это сделала другая организация, выиграв у УФАС все дела в судах и доказав незаконность действий и произвол его сотрудников! Более того, и районные суды (Кировский, Советский), прокуратура и даже руководство ведущих политических партий, таких, как «Единая Россия», возглавляемая у нас Клыкановым А.Б., встали на защиту преступной деятельности чиновников, виновных в дорожных трагедиях, тем самым, поощряя их беззаконие! Ниже мы расскажем об этом.

Итак, как заметил президент, главная причина трагедий на дорогах – это отсутствие должной подготовки тех, кому власть доверила управлять автомобилем, а так же, торговля водительскими правами. Касается это, в первую очередь, министерства образования и ГИБДД Астраханской области, которые несут персональную ответственность за выдачу лицензий, создание так называемых автошкол и выдачу водительских удостоверений в нашем регионе. Именно руководители этих структур головой отвечают за качество подготовки тех, кто садится за руль автомобиля. Как же на самом деле обстоят дела по недопущению на дороги бракованных водителей в ведомстве господина Гутмана В.А. и господина Гордеева А.М.?

АСТРАХАНСКОЕ ГИБДД - А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ

11 февраля 2004г. в «Факте» была опубликована статья «Астраханское ГИБДД под прицелом Москвы». Эта статья, словно рентген, высветила прогнивший организм областного УГИБДД, возглавляемого его бессменным начальником, полковником милиции Гордеевым А.М.

Не знаю, чем уж так нравится местным властям этот полковник, только та его деятельность, о которой пойдет речь ниже, по нашему мнению, не совместима с занимаемым им постом. Вот что было напечатано в той статье почти два года назад.

«С 13 по 16 января этого года по приказу МВД РФ нашу область с внезапной проверкой посетила комиссия Главного управления ГИБДД России. Проверка была именно внезапная, потому что их приезд и скрытая работа в течение 13 - 14 января 2004г. стали полной неожиданностью для областного руководства ГИБДД. В результате проверки московский «десант» (в дальнейшем к его работе присоединились и сотрудники ОСБ Астраханского УВД) не просто обнаружил отдельные недостатки. По сути, он вскрыл раковую опухоль давно прогнившего организма Астраханского ГИБДД. А областное руководство и УВД, оказывается, об этом даже и не догадывалось или делало вид, что их сотрудники кристально чистые люди с незапятнанной репутацией». Далее в статье говорилось, что комиссия из Москвы установила, что экзамены на водительские права в экзаменационных подразделениях Астраханского УГИБДД носят формальный, декоративный характер и принимаются с грубейшими нарушениями нормативных правовых актов. Так, например, для человека, желающего получить права на управление несколькими категориями транспортных средств, вместо 5 экзаменов МЭО УГИБДД принимало лишь 2 экзамена. И это было системой! Далее комиссия отмечала, что в УГИБДД Астраханской области отсутствуют площадки для приема экзаменов на грузовые автомобили, автобусы и автомобили с прицепом и по этой причине практические экзамены по вождению от этой категории водителей не принимались. В статье констатировалось: «Из-за преступных действий властей граждане, желающие получить водительские права, поделились на две группы: те, кто желает учиться (безопасные) и «блатные» (будущие убийцы). К сожалению, в Астрахани «блатных» с каждым годом становится все больше. Потому, что власти породили и «блатные» автошараги, не занимающиеся настоящим обучением, а только содействующим в получении водительских прав и коррумпированное ГИБДД. И народ знает эти автошараги и, для видимости, в них, как бы, «учится» и, для видимости, как бы, «сдает» в Астраханском РЭО ГИБДД экзамены и в результате становится, как бы, «классным водителем», который в дальнейшем и давит наших родных и близких».

Прошло два года и что мы видим? Никто из разоблаченных «героев» той статьи не понес заслуженного наказания. Наоборот, некоторые из них получили высокие звания и должности! Например, майор милиции Кузьминов А.А., бывший начальник РЭО ГИБДД, подразделение которого тогда проверяла московская комиссия и, по сути, выявила нарушения в его ведомстве, стал подполковником и занял полковничий пост первого заместителя начальника областного УГИБДД! Начальник экзаменационного отделения УГИБДД Захаров А.И., (уничтожение здоровой системы приема экзаменов в нашем регионе и создание блатных автошарашек, именуемых теперь автошколами), был переведен в управление ГИБДД и до июня этого года создал еще несколько подобных. Экзаменаторы, уличенные в махинациях при приеме экзаменов (вместо 5 принимали лишь 2 экзамена, а оценки ставили за пять), остались на своих местах, а некоторые из них даже пошли на повышение. Как не было в УГИБДД площадок для приема экзаменов на категории «С, Д, Е», так их нет и до сих пор, а имеющаяся на категорию «В» не соответствует тем требованиям, которые к ней предъявляются! Как небыли налажены экзаменационные аппараты, так и до сих пор они постоянно дают сбои в работе (ученикам приходится по 2-3 раза сдавать экзамены за один заход). Как существовало «содействие» со стороны некоторых сотрудников ГИБДД в получении водительских прав, так оно осталось, потому что система приема экзаменов сохранилась прежней. Создавая видимость наведения порядка, МЭО УГИБДД, вопреки распоряжению главы областной администрации от 06.04.99г. №376-р, стало принимать экзамены по вождению в самом центре Астрахани по ул. Желябова (!), вызывая справедливое возмущение всех остальных водителей созданием дополнительных пробок. А ведь в п. 3 этого распоряжения недвусмысленно сказано, чтобы г-н Гордеев организовал контроль по недопущению учебной езды на этих дорогах. Неужели забыли и п. 21.6 ПДД РФ, который запрещает учебную езду (а прием экзаменов в ГИБДД входит в программу обучения вождению) на дорогах, перечень которых объявляется в установленном порядке? Ждем еще одну комиссию из Москвы, господин Гордеев, чтобы она вас снова носом в дерьмо?

* * *

Речь здесь идет только о нашем флагмане – городском МЭО ГИБДД, в котором до 60% граждан области, обучающихся на водителей, получают права. То, что творится с приемом экзаменов на окраинах города и в сельских районах, не поддается никакой критике. Там и в настоящее время экзамены принимают по методике прошлых лет, основанной на принципе купли - продаже. Дабы не иметь проблем многие городские жители предпочитают «учиться» и получать права именно там (УКК «Приволжский», Наримановский, Камызякский, Володаровский, Икрянинский и др. районы). В нашей статье «Астраханцы стали сдавать на права в селах?» («Факт» №9 (155) март 2005г.) мы обращали внимание ГИБДД на эту тенденцию, но шеф областного ГАИ не только на нее не отреагировал, наоборот, встал на защиту этой преступно–порочной практики и даже сам переступил порог закона.

Такой пример. В июле этого года комиссия областного УГИБДД проверяла состояние учебной базы учебно-курсового комбината «Приволжский» Приволжского района, который готовил по полторы тысячи водителей всех категорий (!) в год, на предмет выдачи ему лицензии. Этот комбинат расположен практически в черте города Астрахани (от него до областного УГИБДД расстояние гораздо ближе, чем до с. Началово), однако экзамены на водительские права у этого комбината почему-то принимают ребята - экзаменаторы из ГИБДД с. Началово. Непонятно, почему? Да потому, что для УКК «Приволжский» это клондайк, там свои ребята и экзамены будут принимать так, как надо его директору, господину Устинову В.С. Так вот, областная комиссия установила, что учебная база и преподавательский состав в этом комбинате практически отсутствуют, а сам учебный процесс носит декоративный характер. Поэтому в выдаче лицензии тогда ему было отказано. Сам директор во время работы комиссии с некоторыми членами комиссии вел себя по-хамски, на замечания никак не реагировал. По мнению некоторых лиц, часто общающихся с Устиновым В.С., подобное его поведение и состояние считаются для него нормальным явлением.

Вопрос, каких водителей по полторы тысячи в год выпускал из своих стен этот комбинат на протяжении 20 лет, возглавляемый его бессменным, с позволения сказать, директором Устиновым В.С.? Что самое интересное - такое положение дел в этом комбинате и поведение его директора были известны давно, а теперь еще получили официальное подтверждение и были доведены до начальника УГИБДД Гордеева А.М. и заместителя председателя правительства АО – министра сельского хозяйства И.А. Нестеренко, которому подчинен господин Устинов В.С.

Как должен бы поступить на их месте уважающий себя руководитель? Ну, видимо, избавиться от такого опозорившегося и засветившегося субъекта и постараться немедленно навести порядок, руководствуясь здравым смыслом, а не бредовыми рассуждениями. Для этого необходимо было своими решениями просто передать функции по приему экзаменов у этого УКК от ГИБДД с. Началово - городскому МЭО и проблема была бы решена. Тем более что прогнившая и продажная система обучения в этом комбинате была достоянием многих, а для городских жителей, в большинстве своем обучающихся в этом УКК, было бы гораздо проще и дешевле сдавать экзамены в городе, чем за тридевять земель. Но ни Гордеев А.М., ни Нестеренко И.А. этого не сделали!

Более того, был совершен шулерский финт, передав функции перепроверки учебной базы УКК «Приволжский» от областного ГИБДД тем самым ребятам из с. Началово - как бы друзьям Устинова В.С., которые и помогли ему вновь в октябре этого года обрести лицензию по обучению водителей всех категорий без соответствующей учебной базы. Но самое поразительное во всей этой истории состоит в том, что Гордеев А.М., в нарушение п.7 ст.3 закона РФ «Об образовании», разрешил прием экзаменов в ГИБДД Приволжского района (т.е. друзьям Устинова) от УКК «Приволжский» по недействительной лицензии на образовательную деятельность №198401, выданной областной транспортной инспекцией, которая к органам управления образованием не относится и к выдаче лицензии на образовательную деятельность никакого отношения не имеет! Это то же самое, что получить лицензию на обучение от какого-нибудь ЖЭКа! Как мы считаем, данный факт не должен быть оставлен без внимания прокуратурой области, т.к. вполне очевидно, что и в этом случае корыстные интересы указанных выше руководителей взяли верх над законом и здравым смыслом, из-за чего страдают простые граждане.

МИНОБРАЗОВАНИЯ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ

Можно бесконечно долго рассуждать о том, как повысить качество подготовки водителей в автошколах и какие заслоны ставить в ГИБДД для отсева бракованных водителей на этапе приема экзаменов, но если эти рассуждения будут вестись на уровне дилетантов, а тем более, будут ими и претворяться в жизнь, то положение в этом деле только усугубится. В ведомствах Гордеева А.М. и Гутмана В.А., отвечающих за выпуск на дороги только подготовленных водителей, нет ни одного образованного профессионала – автомобилиста, который бы имел опыт работы педагога в этой области. Именно такие люди, что называется, разруливают ситуацию и принимают решение на выдачу или на отказ в выдаче лицензий, не имея при этом ни малейшего понятия о том, кто, как и на какой учебной базе должен готовить действительно безопасных водителей. Амбиций у них предостаточно, прислушиваться к мнению действительно профессионалов они категорически не желают и, в результате, мы имеем то, что имеем. Вопреки воле народа, созданные ими блатные автошараги, никакого отношения к образовательным учреждениям не имеют, т.к. нормативный учебный процесс в них отсутствует. Порожденные Шитовым В.А., Трещевым А.М., Гутманом В.А., Дудиной Е.А., Якимчук И.М. и Гордеевым А.М. «учебные центры» и «автошколы», типа «Навигатор», «Приоритет», «Ярослав», «Мечта», «Мастер-класс», АТК, «Клубы-СТК» Ленинского, Кировского районов, УКК «Приволжский» и другие - это наш позор. В них отсутствует необходимая учебная база и, особенно, квалифицированные педагоги. В них преподают Правила, безопасность движения и устройство автомобиля санитарки, рыбаки, торговцы, подводники, просто шофера, т.е. все, кроме автомобилистов.

У этих горе учителей нет образовательного ценза, их автомобильной, педагогической грамоте никто не обучал, а, следовательно, как учить и чему учить они не знают. У них есть только одно желание наживы. Тем не мене, с разрешения власти, они уже более 7 лет выпускают из своих стен явный брак, а власть категорически не желает (!) в этом вопросе наводить порядок. Так называемые общественные организации ВОА, РОСТО, призванные оказывать содействие гражданам в защите их прав, а государственным органам - в наведении должного порядка на дорогах, свои функции давно утратили и от решения злободневных проблем по обеспечению безопасности в дорожной сфере самоустранились. В свое время неоднократно и господину Гордееву А.М., и господину Гутману В.А., и нашему губернатору настоятельно рекомендовали ввести в состав их комиссий добросовестных профессионалов-автомобилистов, имеющих современный опыт работы преподавания в этой области, однако корпоративные интересы взяли верх над здравым смыслом и чаянием людей. Народная мудрость гласит: «Чтобы чиновникам хорошо работалось – им нужны кресла с подголовниками, а для того чтобы они работали эффективнее – кресла с подзатыльниками».

Единственная организация, которая впервые за всю историю Астрахани открыто дала бой нерадивым чиновникам от ГИБДД, министерства образования, УФАС за права наших граждан, за создание условий безопасности на астраханских дорогах – это правозащитная организация «Общество защиты прав автомобилистов – «Зеленая Волна», возглавляемая бывшим офицером – автомобилистом Чивилевым Владимиром Вячеславовичем. На протяжении последних 6 лет он не безуспешно ставил зарвавшихся чинуш в рамки закона. Создается впечатление, что никому в нашем регионе, кроме «Зеленой Волны», до безопасности наших граждан на дорогах нет никакого дела, потому что все конструктивные предложения по наведению порядка в этом вопросе, выдвинутые ее руководителем, властью были отвергнуты. Тогда Чивилев обратился за помощью в Москву, и она прислала тот десант, о котором мы написали выше и, который показал всем истинное лицо г-на Гордеева. Благодаря «Зеленой Волне» наши граждане так же узнали о неблаговидных делишках в ведомствах Департамента образования, управления антимонопольной службы (УФАС), прокуратуры. Именно по этой причине на Чивилева в январе 2004 было совершено покушение. Именно по этой причине у этой организации Департамент образования незаконно отзывал лицензию и трижды незаконно ее не выдавал! Именно на эту организацию по наводке некоторых злопыхателей в течение одного года трижды «наезжали» УФАС и ГИБДД Советского района, предъявляя бредовые обвинения. При этом УФАС никак не реагировало на явные нарушения антимонопольного законодательства других субъектов на рынке услуг, таких как ВОА, РОСТО Советского и Ленинского районов. Обращаю внимание, что другие автошколы эти органы власти не трогали, они пытались уничтожить только лучшую автошколу области. Из этих непростых ситуаций Чивилев вышел достойно, выиграв все дела в судах и у Гордеева, и у Гутмана, и у Маслова. И никто из виновных в преследовании «Зеленой Волны» не понес заслуженного наказания, не снят с занимаемой должности, хотя их вина доказана в судах. Скажите, ну зачем нам такая власть?

Виктор ЗОРКИЙ, газета "Факт и компромат" №49, 14.12.2005г.