Как известно, в Астраханской области разрабатывается план уничтожения бездомных кошек и собак. На сайте госзакупок был объявлен тендер на отстрел собак, объявленный структурами исполнительной власти Астраханской области. В графе «предмет контракта»: «Оказание услуг по ликвидации безнадзорных животных на 2011 год». Заказанные региональными властями услуги включают в себя выезд бригад для ликвидации животных, а также уборку и перевозку трупов. Начальная цена контракта, который разыгрывается на аукционе, составляет 5 465 941 рублей. Власти в очередной раз ссылаются на разгул бешенства. Астраханцы не раз выражали своё негативное отношение к отстрелу хотя бы потому, что животных на улицах практически не осталось, и разгул бешенства теперь возможен только от изобилия крыс и диких животных, приближающихся в благоприятных условиях к населённым пунктам.
Во-первых, уничтожение кошек и собак всегда приводит к всплеску размножения грызунов, которым доступны не только улицы, но и жилища людей. Грызуны, как и вороны, всегда являлись переносчиками опасных и неизлечимых инфекционных заболеваний – таких как бешенство, если условия обитания благоприятствуют этому. Именно грызуны, в общем, более опасны для людей, так как контакт с ними более тесный, а борьба более сложная.
Во-вторых, и самое главное, сколько бы ни было убито животных, отстрел суть проблемы не решает, так как всегда есть люди, которые их жалеют, лечат, кормят и даже помогают получить необходимую медицинскую помощь, отложив для этого свои самые важные дела и планы. Этот факт могут подтвердить многие ветеринары клиник. В условиях жёсткого отношения власти к животным, сочувствие и желание помочь страдающему существу среди населения – увеличивается! Иначе, если в душе нет сострадания, то мы – не люди.
В-третьих, большинство астраханцев утомила тема агрессии, вражды, в том числе убийства невинных животных. Они стремятся к более прогрессивному, позитивному мышлению. Я думаю, большинству астраханцев по разным причинам не нравится существование бездомных животных на улицах. Но большинство грамотного населения понимает, что трата средств на стерилизацию, вакцинацию, ветеринарию в целом, строительство питомника, воспитание населения, даст более реальный, позитивный результат, чем с роскошным размахом проведённая бойня.
И последнее – убийство животных – это очень дорогая процедура. Включите в стоимость затрат необозначенные расходы – на зарплату персоналу по отстрелу, на содержание административного штата, затраты на транспорт, яды, оружие, накладные работы, откаты, обслуживание крупнейшего в Поволжье скотомогильника. На фоне этих грандиозных затрат, стерилизация дворовых и хозяйских животных, от которых, собственно говоря, появляются бездомные – капля в море, но несущая пользу.
Ведь пройдёт полгода или год, и на улицах вновь появятся несчастные, брошенные, потерянные животные. Миллионы бюджетных средств превратятся в прах. Результат – увеличение численности грызунов и, соответственно, инфекционных заболеваний. Численность грызунов регулируется непосредственно вывозом мусора из населенных пунктов. Но с той регулярность, с которой его вывозят, при отсутствии дворовых животных – это почти пансионные условия для размножения грызунов и всякой инфекционной заразы. И если не выгодно вывозить мусор из мусоропровода в подъездах ежедневно, а общедворовые контейнеры (для более частого вывоза мусора отсутствуют), то ситуация не способствует очищению города от грызунов, инфекций, в том числе и бешенства.
Цены на вывоз мусора растут, но не слышно соответствующей агитации и готовности властей вычистить населенные пункты также и от традиционно сложившихся в разных районах Астраханской области мусорных свалок, особенно в частном секторе. Эти свалки для астраханцев – инфекционная опасность № 1. Неужели убивать выгоднее и приятнее, чем очищать, облагораживать?
Откройте учебник микробиологии АГМА и вы увидите, что вся зараза, существующая в мире, в подавляющем большинстве случаев имеет очаг или благоприятные условия для развития в Нижнем Поволжье!
К чести нашей инфекционной больницы, она защищает нас, как никакое другое лечебное учреждение. Но и она не всесильна. Вспомните, благодаря кровососущим паразитам – клещам и комарам, и благоприятному климату, астраханцы страдают от лихорадок. И если при бешенстве всё-таки развита вакцинация, то при лихорадках вакцинации и защиты не существует. А смертельный исход от данных заболеваний, невзирая на потраченные средства, не только возможен, но и вероятен, так как они характеризуются тяжестью течения. Но мне не известны факты, связанные, к примеру, с борьбой с клещами. В мире сейчас разрабатываются активно методы борьбы с клещами, делая акцент на биопестициды. Насколько далека Астраханская область от такого проекта и аналогичных разработок – неизвестно.
Получается, что инфекции, полученные в результате укуса клеща, комара – это «судьба» и обсуждению не подлежит, а укус собаки – это её провинность, за которую нужно в качестве наказания убивать, но не развивать ветеринарию, строить питомник, улучшать экологию, воспитывать население грамотному, гуманному обращению с животными, чтобы предотвратить несчастные случаи. Ведь кошки и собаки – помощники человека и не по своей воле, а часто в результате трагических условий, становясь бездомными, страдая от паразитов из-за своей беззащитности и нашей безответственности.
Похоже, что отстрел – это всего лишь шоу, требующее затраты денежных средств на борьбу неизвестно с чем и при отсутствии результата. Некоторым странам удалось избавиться от бешенства путём разносторонних усилий, а мы, видимо, настолько богаты, что для нас главное – несложный процесс, но не результат.
Лариса Ремизова,
"Факт и компромат" № 10, 08.04.11.