Первый в этом году обильный снегопад случился в Астрахани в ночь на 11 декабря.
А уже на следующий день корреспондент «Русской планеты», вооружившись лопатой, помогла дворнику дяде Вите очистить от снега небольшой участок в микрорайоне АЦКК.
«Кадры нам нужны!»
В местной управляющей компании удивились моему желанию поработать один день дворником, но принципиально возражать не стали. И вот, я встала в 5 часов утра, надела походные брюки с начесом и залежавшийся с позапрошлой весны пуховик — не на светский же раут собираюсь. Вышла еще затемно, с утра мороз был градусов 10, да и потом температура не поднялась выше –7 ºС. День выдался солнечным и морозным. Как раз для физической работы на свежем воздухе.
В 7 утра в одном из помещений ООО УК «ЖЭК-2» собрались с десяток женщин и двое мужчин. Все были одеты очень тепло. Сапоги а-ля «Прощай, молодость», ватные штаны, телогрейки, фуфайки, пуховые платки и шапки-ушанки. Мой наряд дворники, в целом, одобрили. Правда, пожилая и слегка полноватая тетя Валя сказала, что платок предпочтительнее шапки: щеки не мерзнут.
Ее напарница подошла и зачем-то меня понюхала. Тщательно так принюхалась.
– Ты что, даже не куришь? — удивленно спросила дворничиха.
– Нет, — призналась я.
– Не удивляйся, меня зовут Анна Сергеевна, я раньше на табачной фабрике работала дегустатором. У меня нюх такой, я могу сказать, что человек курил или пил в течение суток. И даже марку сигарет могу назвать. А выпивку за версту чую.
Я поняла, что так здесь тестируют новеньких на предмет нездоровых пристрастий. Они почему-то решили, что мне нужна работа, но я стесняюсь им в этом признаться. И поэтому рассказываю сказки о том, что я якобы журналистка.
Тетя Валя ободряюще улыбнулась:
– Ничего, кадры нам нужны, работа нехитрая. Справишься! Вон, на каждом столбе висят объявления, что требуются дворники. Зарплата, конечно, маленькая, но что делать?
Определили меня в напарницы к одному из мужчин, потому что: «Фая сегодня сидит с ребенком». Мы с дядей Витей взяли лопаты, метлы и два небольших металлических ломика с заостренными концами.
Выйдя из дворницкой, мужчина сразу же снял с себя оранжевый жилет с надписью «Чистый город» на спине. Снял и положил в пакет. Кажется, он слегка стеснялся своей работы в отличие от других коллег, которых спецодежда никак не смущала. Мне такой жилет вообще не достался.
Орудия труда мы положили в оригинальную тележку. Это была большая картонная коробка на колесиках. Словно кто-то выбросил старый чемодан, а мой напарник разобрал его и приделал к колесикам найденную также среди мусора картонную коробку.
Оказалось, главное орудие дворника — не метла, а маленький металлический ломик. Взяв такие орудия в руки, дядя Витя и его коллеги начали ловко насаживать на острие разный мусор, который был хорошо виден на снегу. Валявшиеся на улице пакеты, упаковки от кетчупа и других продуктов, пачки от сигарет, рекламные листовки, — все это быстро оказывалось в коробке на колесиках и в целлофановых мешках. Дворники бодро расходились по своим участкам.
«Привет, Котопес!»
Микрорайон АЦКК — это крупный жилой массив, как принято говорить, спальный район. Видимо, по привычке дядя Витя начал работу с детской площадки на проспекте Бумажников.
– Скажите, а снег вам очень мешает? — поинтересовалась я.
– Да, я вчера, когда проснулся и увидел, сколько за ночь намело, даже ругаться стал. Это значит, опять аврал, опять все чистим. А у меня только две руки, — ответил дядя Витя.
Заметив, что на детской площадке больше нет мусора, мой напарник стал колоть тем же ломиком затвердевший снежный наст, а мне поручил сгребать его лопатой. Работа была нехитрой, но через какое-то время из-за многочисленных наклонов и приседаний поясница начала немного ныть. А пальцы на морозе задубели, несмотря на теплые варежки.
Мы потащили тележку к ближайшим мусорным бакам. То, что мы там увидели, было не передать словами. Дядя Витя позволил себе высказаться по этому поводу с использованием идиоматических выражений. И в самом деле: почему люди оставляют мусор рядом с баками, а не кладут его внутрь? По картине происшествия было понятно, что за ночь здесь еще и поживились бродячие псы. Пакеты были разорваны в клочья, все их содержимое усыпало окрестности.
– Опять кто-то кошачий корм выбросил! — заключил дядя Витя.
По его словам выходило, что на бесхозных жучек кошачий корм действует, как наркотик. Они готовы весь мусор перепахать, лишь бы добраться до этого лакомства. А о чистоте, понятно, совсем не беспокоятся.
Рядом с мусоркой сидел бомж.
– А, привет, Котопес! — поздоровался дядя Витя.
Мужчина неопределенно кивнул и попросил денег.
– Нет, ничего нет. А если ты напьешься и уснешь в такой мороз? Я буду виноват?
Бомж ушел с явно недовольным видом, мрачно ругаясь.
– А почему Котопес? — спросила я.
– Просто он всем говорит, что его зовут Василий Шариков, — ответил дворник. — Мы его раньше Васькой-Шариком звали, пока новое прозвище не придумали.
Бывший шофер
Сниматься на фотокамеру дядя Витя долго отказывался.
– Понравился я, что ли, снимать меня? — спрашивал он.
Разрешил щелкнуть только сбоку и со спины. Не хотел, чтобы на снимке было видно его лицо. Рассказал, что раньше он работал шофером в строительной организации. Неплохо зарабатывал, а потом заболел. Ничего, поправился, но что-то с глазами стало не так. Рябь какая-то. Водить машину больше не мог, а в его возрасте найти работу сейчас непросто.
– Я торговать не умею и не могу, а везде опыт работы требуют и возраст до 35 лет. Но я дворником временно устроился, что-нибудь подвернется, — рассказал он мне.
Вообще, по словам дяди Вити, сейчас среди его коллег встречаются и люди с высшим образованием: бывшие учителя, врачи, инженеры. Кто-то спился, кого-то сократили, кому-то просто не повезло. Иногда — все эти причины сразу.
– А сколько вам платят? — спросила я.
Дворник замялся. Озвучив несколько предполагаемых сумм и понаблюдав за реакцией, я выяснила, что больше пяти, но меньше семи тысяч рублей. Около 6 тысяч в месяц, получается.
Часам к 11-ти, когда моя поясница начала сомневаться в разумности моей головы, напарник объявил короткий перерыв на обед.
Собираясь на дело, еще утром я прихватила с собой плитку шоколада. У дяди Вити за пазухой помимо спецовки в газете оказались два бутерброда со сливочным маслом. Мы все это умяли в помещении дворницкой, где заскочившие перекусить женщины уже вскипятили электрический чайник. Я обратила внимание на то, что пакетики с разовой заваркой здесь не принято выбрасывать после первого использования. Многие дворничихи перекусывали китайской лапшой быстрого приготовления.
– А ваша Анна Сергеевна всех на запах проверяет? — поинтересовалась я.
– Нет, только новеньких и ненадежных товарищей, — ответил дядя Витя. — Мне она не страшна, я не пью. Да и за работу эту не держусь особо, не предел мечтаний.
После обеда дело пошло веселее. Желудок бодро переваривал шоколадку, организм перестал ныть. Мы расчищали дорожки возле подъездов от снега, посыпали их песком, который брали во дворе рядом с дворницкой. Этот песок такой тяжелый! Хорошо, что у нас была тележка на колесиках. Дядя Витя не позволял мне волынить, но и не поторапливал. Пенсионерки, наблюдавшие за нашей дружной работой, подходили и бесплатно давали нам ценные советы: где еще нужно посыпать песок, где убрать снежный наст. Моего напарника такое вмешательство в его работу не напрягало, он демонстрировал внутреннее спокойствие, достойное буддийского ламы.
Прохожих удивляло, когда я откладывала лопату и фотографировала мусор. В их сознании что-то не сходилось. Но напрямую спрашивать, зачем мне снимки такого беспорядка, никто не стал.
– Все хорошо, что хорошо кончается! — оптимистично выдал дядя Витя примерно в половине третьего.
Мы стали собираться и направились к дворницкой. К 15 часам там были уже все, усталые и замерзшие.
– Говорят, на нас циклон идет из Волгограда, будет метель и гололед, — сообщила тетя Валя.
Эта информация всех огорчила. Понятно, придется дворникам еще и с гололедом бороться.
Ко мне подошла Анна Сергеевна и сказала:
– А вы ведь сюда больше не вернетесь?
– По запаху догадались? — поразилась я.
Тепло попрощалась с дядей Витей, пожелала ему найти подходящую работу. Придя домой, сразу выпила горячего чаю и забралась под одеяло с головой. Мне было так радостно, что не нужно завтра утром снова вставать в 5 часов утра и выходить на мороз с лопатой и ломиком.
Снег как ЧП
Для современных городов обильные снегопады часто превращаются в настоящие стихийные бедствия. 11 декабря из-за сильного ветра и снегопада было задержано несколько авиарейсов из аэропорта Астрахани. В связи с неблагоприятными погодными условиями региональное управление ГИБДД призвало всех участников движения быть предельно внимательными и осторожными на дорогах. В тот же день в Астрахани произошло 74 дорожно-транспортных происшествия, в основном, из-за превышения скорости на скользкой дороге.
Как только начался снегопад, ночью расчищать дороги областного центра выехали 17 единиц спецтехники, сообщили РП в управлении по коммунальному хозяйству и благоустройству городской администрации. Утром к ним присоединились еще 30 снегоуборочных автомашин. В первую очередь коммунальщики принялись освобождать от снега и наледи автомобильные мосты и центральные улицы города.
А несколько сотен астраханских дворников работают на своих участках.
Орынганым Танатарова,
astrakhan.rusplt.ru/index/Astrahan-dvornik.html